«Еврейский Обозреватель»
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА
20/207
Май 2010
5770 Ияр

БЕЗРОДНАЯ КОСМОПОЛИТКА

Реакция на трагедию - изменение польско-еврейских отношений.

На главную страницу Распечатать

Еврейская реакция на смерть польского президента Леха Качиньского и десятков высокопоставленных польских чиновников в воздушной катастрофе знаменует поразительную перемену в том, как еврейский мир воспринимает Польшу.

Молитвы, публичные заявления и индивидуальные трогательные высказывания, подчеркнутая дань уважения, возданная погибшим во время Марша жизни в Освенциме – все это было нормальным выражением скорби и солидарности с близким другом и союзником, искренними проявлениями чувств, которые вряд ли были бы возможны 20 и даже 15 лет назад.

В коллективном еврейском сознании Польша занимает очень большое место. Множество американских евреев имеют "польские" корни,   а  до Второй мировой войны Польша была еврейским сердцем Европы. 3 миллиона местных евреев были уничтожены огнем Холокоста.

До недавнего времени большая часть еврейского мира видела в Польше огромное еврейское кладбище. Эти отношения были четко сформулированы в 1989 году тогдашним премьер-министром Израиля Ицхаком Шамиром, который произнес свою знаменитую фразу: поляки «впитывают антисемитизм с молоком матери».

Однако сегодня Польша – один из лучших друзей Израиля, и еврейские лидеры хвалили Качиньского и других, летевших на обреченном самолете, за их вклад в написание новой главы в польско-еврейских отношениях.

Эта перемена не произошла за одну ночь. Это был плод целенаправленной, иногда тернистой посткоммунистической польской политики убеждения еврейского мира в том, что Польша - и поляки – могут быть надежными партнерами.

Эта политика включала превращение Польши в союзника Израиля и энергичное взаимодействие с международными еврейскими организациями – как на официальном, так и на неофициальном уровне.  А  в 1995 году польское правительство даже учредило беспрецедентный пост «кочующего» посла по связям с диаспорой.

Между тем, мучительные общественные дебаты в Польше об антисемитизме и польской роли в Холокосте, спровоцированные несколькими книгами и фильмами, также продемонстрировали еврейскому миру желание разрешить в Польше эти волнующие проблемы.

«Еврейское отношение улучшилось, когда мир начал видеть в Польше современное демократическое государство,  а  не апокрифическое место наших вечных страданий, - говорит Майкл Трейсон, американский адвокат-еврей, открывший представительство своей фирмы в Польше в середине 1990-х годов. – На эти отношения оказал влияние и рост потока информации, льющегося из Польши в еврейский мир о том, что "Ам Исраэль хай" ("Еврейский народ жив") даже в Польше».

Еврейские лидеры тоже сыграли ключевую роль, демонстрируя свою открытость Польше и высоко оценивая возрождение в ней современной еврейской жизни.

Шевах Вайс, уроженец Польши, переживший здесь Холокост и ставший впоследствии спикером израильского Кнессета, стал популярной и даже любимой фигурой среди поляков, будучи израильским послом в этой стране с 2000 по 2004 годы.

Я никогда не забуду, как он окунался в толпу из 10000 возбужденных фанатов, в основном католиков, которые буквально запрудили главную площадь старого еврейского квартала Кракова - Казимеж, где в 2002 году проходил заключительный концерт ежегодного фестиваля еврейской культуры.

Краковскому фестивалю и новому музею истории польского еврейства, который строится в Варшаве, придается большое значение. Главный раввин Польши американец Майкл Шудрих был неутомим, сообщая всем и каждому, что в Польше существует маленькая, но живая еврейская община.

Такие организации, как Фонд Таубе в Сан-Франциско и Американский еврейский комитет теперь считают своим долгом привозить еврейские делегации в Польшу не только для того, чтобы отдать дань памяти погибшим в Холокосте, но и принять участие в еврейских культурных мероприятиях и встретиться с местными евреями и поляками-католиками.

«История иудаизма в Польше не закончилась с Холокостом», - говорится в брошюре, посвященной поездкам в Польшу с фондом Таубе.

Все это означает, что после десятилетий взгляда на Польшу сквозь линзы, замутненные трагедией и недоверием, еврейские лидеры хотят продемонстрировать веру в то, что Польша изменилась. Или, во всяком случае, меняется.

Для людей, подобных мне, чьи отношения с еврейским миром в пост-Холокостной Польше длятся уже почти 30 лет, эта перемена в отношении настолько же грандиозна, насколько и желанна. Тем не менее, нам еще только предстоит оценить глубину этой перемены.

И все же меня тронуло и вдохновило уважение, выказанное Качиньскому 10000 участниками нынешнего Марша жизни, ежегодной встречи молодежи, отмечающей День памяти Холокоста церемонией в Освенциме-Биркенау.

В этом году молодые участники повязали черные повязки в память о Качиньском и других жертвах авиакатастрофы.

«Мы вместе с нашими польскими братьями и сестрами в час их скорби и выражаем наше глубокое сострадание в связи с их утратой, - говорится в заявлении Марша жизни. – Наши мысли, надежды и молитвы с ними в это трудное время».

Рут Эллен Грубер, JTA
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2010 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org