Когда евреи занимаются восстановлением своего наследия и сохранением исторической памяти, это вызывает уважение, но не удивление — собственно, а кому еще этим заниматься…
Около полугода назад мы писали о проекте «Ло тишках» (см. материал «Не забудь», №1 (151), в рамках которого каталогизируются и реставрируются еврейские кладбища по всей Европе. После публикации за границей каталога по результатам работы проекта в Киевской области один из спонсоров пожелал установить памятный знак на месте расстрела евреев.
Таращи во время войны. Здесь, у еврейского кладбища, в сентябре 1941-го было расстреляно несколько сот (по разным оценкам от 200 до 400) евреев-мужчин. Уничтожали евреев и в местном Бабьем Яру, где в начале 1950-х годов был установлен скромный обелиск, на котором удивительным образом соседствует советская и еврейская символики. Территория братской могилы до последнего времени была запущена, но разве можно в этом винить администрацию крохотного городка в 120 км. от Киева, если даже в столице никак не сподобятся на мемориал в большом Бабьем Яру, давшем имя сотням своих безымянных клонов…
Каково же было удивление сотрудников «Ло Тишках», узнавших от местных жителей, что в таращанской гимназии «Эрудит» уже давно изучают еврейское прошлое города.
Так, только за последний год в гимназии были проведены четыре мультимедиа-конференции, посвященные феномену Холокоста в целом, и две конференции об уничтожении евреев в Таращанском районе. И не просто в гимназии (где, кстати, в годы оккупации размещался немецкий гебитскомиссариат), а в том самом классе, где нацисты праздновали годовщину оккупации в августе 1942-го.
И все это, между прочим, без каких-либо указаний сверху или поддержки со стороны еврейских организаций.
До войны евреи составляли 46% населения местечка* — работали портными, жестянщиками, кузнецами… Их уничтожение в прямом смысле изменило лицо городка. Об этом и о долге перед памятью погибших земляков напомнили таращанцам преподаватели и ученики «Эрудита».
На месте расстрелов начаты подготовительные работы по обустройству ландшафтно-рекреационной зоны — начаты по инициативе директора гимназии Галины Скабы и зам. начальника лесной инспекции Валентины Куклишин, которая приобрела саженцы деревьев и организовала работу тяжелой техники и самосвалов для вывоза мусора. Правда, женщины обращались за поддержкой в одну из «крышевых» еврейских организаций, но… помощи так и не дождались. Поэтому решили обойтись собственными силами, призвав по местному радио всех неравнодушных собраться на акцию по уборке территории братской еврейской могилы. 20 апреля (в рабочий день, заметьте) в 9.00 по дороге к яру уже тянулись школьники с ведрами и лопатами и простые горожане — от 7 до 60 лет, которых собралось около 300 человек, что немало для Таращи с ее 12000 жителей. На подмогу им из Киева выехала небольшая команда из Украинского еврейского студенческого союза.
После всего этого складывается впечатление, что истинный путь в Европу начинается не на Печерских холмах, а здесь — в провинциальной Тараще — и гражданское общество, о котором мы так любим поговорить, зарождается тоже здесь — не на митингах или страницах газет. А в осознании своей ответственности перед прошлым и желании изменить будущее. Сходный процесс идет, например, в Польше, где молодые люди в стремлении узнать и понять историю своих уничтоженных огнем Холокоста соседей, заботятся о еврейских надгробиях, учатся расшифровывать еврейские эпитафии.
Другой это не всегда Чужой — юные жители Таращи осознали это раньше многих государственных мужей. И если это только начало, то у Украины есть шанс.
Михаил Дор
*Тараща — місто! Не розумію, чому дали таку голосну назву цій брудній жидівській слободі. Так отозвался Тарас Шевченко о городе при первом его посещении в 1856 году.
|