«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
19/206
Апрель 2010
5770 Ияр

Яков Дов Блайх: "Эволюция лучше революции"

На главную страницу Распечатать

В истории любого государства, как и в жизни каждого человека, эволюция важней революции – так считает главный раввин Украины и Киева Яков Дов Блайх. Это же можно сказать и о жизнедеятельности еврейской общины.

– На мой взгляд, – говорит ребе Блайх, – годы, прошедшие со дня обретения Украиной независимости, стали временем восстановления еврейской жизни в стране.

Это, к счастью, удалось сделать буквально за считанные годы. Есть у нас школы, детские сады, проводятся хупы, обряд обрезания, бар-мицвы, работают хэседы, общинные центры, есть хевра-кадишы. Словом, имеем полный комплекс необходимых для жизни еврея в современной общине атрибутов и институций. Нам была оказана огромная помощь зарубежными спонсорами – американскими, израильскими, европейскими. И еврейская община Украины как бы уже стала привыкать к тому, что есть богатые “дяди” и “тети”, которым очень нравится восстановление еврейской жизни, они в восторге от того, что у нас есть молодежь, люди среднего возраста и старики, которым надо помогать. Но, как вы знаете, так уж устроен человек, что все это рано или поздно начинает надоедать. Когда добрые “дяди” видят, что ребенок подрос, но продолжает держаться за руку папы или мамы, и не делает самостоятельные шаги, то они начинают терять терпение.

И мы чувствуем, что ныне зарубежная помощь стала скуднее, особенно с учетом мирового кризиса, нам менее охотно жертвуют, и часто задают вопрос еврейским функционерам: “  А  почему вы сами не ищите средств для того, чтобы поддерживать свою общину?

 А  действительно, почему?

– Проблема не одна, их- несколько. Первая – это несовершенство законов, действующих в Украине. На мой взгляд, главная проблема в том, что у нас до сих пор нет нужных законов, которые бы поощряли благотворительность. Есть, правда, закон о деятельности благотворительных фондов, но он не совершенен, и никак не увязан с законом о прибыли предприятия, и законом о предпринимательской деятельности вообще. Это парадокс, но в Украине практически невозможно существование мемориальных фондов. Например, пожилой уважаемый человек, имеющий какие-то средства, но не имеющий собственных детей и внуков, которым он может все оставить по наследству, фактически не может завещать свое состояние общине или же создать фонд своего имени из-за несовершенств законодательства. Вот поэтому люди жертвуют неохотно. Украинское законодательство ни в какое сравнение не идет с американскими или европейскими законами о благотворительности, где на этом построена целая индустрия фандрейзинга.

– Мне приходилось беседовать с одним довольно высокопоставленным украинским чиновником. Он данную ситуацию пытался объяснить тем, что наше государство не верит бизнесменам. Оно боится, что под видом благотворительности будут попросту отмываться большие деньги. Схема проста: некто якобы какому-то фонду жертвует серьезную сумму,  а  на самом деле отдает от нее только пятую или десятую часть. Остальное ему возвращают в виде “отката”. Насколько, по Вашему мнению, такие опасения имеют реальную почву?

– Исключить вероятность подобных комбинаций действительно нельзя. Но ведь есть разные фонды, разные люди. Даже в Америке, где законы благотворительности совершенны, есть фонды, связанные либо с семейным бизнесом, либо с каким-то отмыванием денег. Но их немного, и за ними следит правосудие. Если мы хотим заниматься благотворительностью, то мы должны больше доверять людям, верить в чистые руки и порывы. Если бы украинское государство больше доверяло своим бизнесменам, у него было бы меньше проблем во многих сферах жизни.

Государство действительно имеет право спросить, куда ушли благотворительные деньги. И пусть спрашивает. Честным людям этого нечего бояться. Кстати, Кабинет Министров разработал толковый отчетный документ. Он позволяет проверить работу того или иного фонда, его прозрачность и все прочее. Есть и налоговые инспекции, призванные проверять деятельность благотворительных фондов.

– Но, может быть, дело сдвинется с места сейчас, когда к власти в Украине пришли политические силы, в которых очень важную роль играют представители крупного бизнеса. К слову,  а  лучше или хуже для евреев, что в стране теперь рулят “регионалы”?

– Я всегда говорил о том, что не может быть преуспевающей еврейской общины в стране бедной и раздираемой противоречиями. В целом состояние межэтнических отношений в Украине я расцениваю как хорошее. У нас много разных религиозных движений. Нет пока того единства, к которому, наверное, мы все стремимся. Но зато есть Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций, за “круглым столом” которого всегда можно собраться, чтобы найти общий язык. Ведь самое главное, что есть возможность обсуждать наболевшие проблемы и вопросы.

По-моему, межэтнические отношения в Украине сейчас лучше, чем были, к примеру, 25 лет назад. Тогда в СССР это было проблемой. Власти создавали ее, забирая здания, имущество, принадлежащие религиозным общинам. Например, в подвале синагоги было решено устроить протестантскую кирху. Разве это нормально? Сейчас такого нет, потому что украинское общество оздоравливается, привыкает к толерантности.

Все, что действительно хорошо для Украины, хорошо и для ее еврейской общины. И очень важно, чтобы было единство и мир. В этом смысле деятельность предыдущего Президента, особенно в последние годы его каденции я не могу назвать полезной для страны. Он активно навязывал идеологию и героев, которые плохо воспринимались очень многими людьми, возможно, даже большинством. И это привело к расколу в обществе.

И сегодня пришло время такое положение дел исправлять. Удастся ли это Януковичу? Думаю, только в том случае, если он не станет, в свою очередь, навязывать Украине только идеологию своего окружения,  а  сделает все возможное, чтобы объединить общими целями всю страну.

Еще раз повторю – Украине нужна не революция,  а  эволюция. Прежде всего в экономике. И, конечно же, необходимо, чтобы люди ощущали себя живущими в свободной и демократической стране.

– Собственно, этого и хотели те, кто выходил на Майдан.

– Да, несомненно. Народ хотел свободы и лучшей жизни. Поэтому он и поддержал тогда оппозицию. И очень жаль, что впоследствии ее лидеры почему-то решили, что люди выступили не на защиту своих жизненных интересов,  а  в поддержку небольшой группы политиков, впоследствии еще и перессорившихся между собой.

Что же касается нынешней власти, то пока никаких серьезных шагов она не сделала. Что будет дальше? Поживем – увидим.

– Тем не менее, внутри политическая борьба продолжается. И хотя еврейская община держала и держит здесь нейтральную позицию, но, как это уже не раз бывало, евреи уже кое-кому начинают быть виноватыми. Я имею ввиду тот явный антисемитский душок, который ощущается в событиях, возникших вокруг назначения Дмитрия Табачника министром образования.

– Я уважительно отношусь к Дмитрию Владимировичу, считая его серьезным историком и хорошим организатором. Однако, согласно еврейскому закону - Галахе - он евреем не является, поскольку имеет к еврейству отношение только по отцовской линии.

– Более того, я знаю господина Табачника много лет, и хорошо помню, что он еще в молодые годы всячески старался подчеркнуть свою очень малую причастность к еврейству.  А  впоследствии он вообще принял православие и в своих публицистических работах не раз выступал его адептом. Поэтому высказываемые им рассуждения о Галиции и галичанах ни в коей мере не являются, как это кое-кто пытается представить, “еврейской” точкой зрения на сложные исторические события в Украине.

– Я с вашими словами о “еврейской” точке зрения согласен. Хочу только добавить. Я лично считаю, что в Украине должен быть только один государственный язык. И это, конечно, украинский язык. Однако, поскольку в стране живет много представителей различных этнических групп, и они полноправные граждане Украины, то языковая политика, в том числе и в сфере образования, должна быть разумнее и гибче, чем была при предыдущих властях. Это только пойдет на пользу стране.  А  для того, чтобы судить каким министром окажется Табачник, ему все же надо дать поработать.

– Но мы с вами ведь понимаем, что суета с “еврейским уклоном” вокруг Табачника – это только лишь небольшой фрагмент истерии юдофобии, которой века и века.

– Тора нам говорит о том, что в первые времена своего существования евреи столкнулись с народом Амалек, поставившем себе задачу уничтожение евреев любыми способами. И это противостояние действительно длится уже несколько тысячелетий. Амалек многолик и борется с нами не брезгуя ничем. Но, Слава Богу, еврейский народ жив. И будет жить дальше. В том числе, надеюсь, и в Украине.

И в первую очередь кроме экономического благополучия нам необходимы развитие духовности и образования.

– Вы ведь являетесь президентом Объединения иудейских религиозных организаций Украины?

– Да. Объединение иудейских религиозных организаций Украины основано в 1992 году в начале так называемого “еврейского ренессанса”. Тогда, на волне провозглашения независимости, евреи, как никто другой в многонациональной Украине, начали интересоваться своей историей, религией, изучать язык. По всей стране создавались общины, открывались еврейские школы. Возникла необходимость создания такого центра, который бы объединил различные религиозные общины Украины с целью координации их деятельности. Молодые общины особенно остро нуждались в консультативной юридической помощи в вопросах, связанных с регистрацией, возвратом зданий бывших синагог и предметов религиозного культа; чувствовалась острая потребность в литературе, предметах религиозного культа. Основной задачей объединения на тот момент было оказание именно такой помощи. В 1992 г. состоялась Учредительная конференция ОИРОУ, на которую съехались делегаты из большинства еврейских религиозных организаций Украины на тот период.

Сегодня в состав Объединения входят более шестидесяти еврейских религиозных ортодоксальных общин, представляющих практически все регионы Украины. ОИРОУ является одним из учредителей Еврейской Конфедерации Украины, представляет украинские еврейские религиозные общины во Всемирном и Европейском еврейских конгрессах, Всеукраинском совете церквей и религиозных организаций.

Многое за эти годы пройдено, очень много еще предстоит сделать.

– Каковы основные программы, в рамках которых развивается деятельность Объединения?

– Сегодня мы видим свои основные задачи в осуществлении проектов и программ, направленных, в первую очередь, на помощь наиболее нуждающимся общинам. Как правило, это общины в небольших городах, которые из-за сложившейся экономической ситуации в стране поставлены буквально на грань выживания. В основном еврейское население этих мест – пожилые люди, получающие от государства пенсию, на которую невозможно существовать. Объединение оказывает финансовую помощь таким общинам: средства выделяются на оплату коммунальных услуг, проведение еврейских праздников, материальную поддержку нуждающимся членам общины. Изыскиваем средства и на оказание финансовой помощи для ремонта синагог и молитвенных домов, обустройства еврейских кладбищ. Постоянно оказывается помощь кошерными продуктами питания, предметами религиозного культа, литературой.

Второе направление нашей деятельности – помощь общинам в возврате еврейской собственности. Мы помогаем консультациями профессиональных юристов, проводим архивные поиски, поддерживаем обращения общин к местным властям, “лоббируем” их интересы перед украинскими властями. Процесс возврата культовых сооружений продвигается очень медленно и сложно. Хотя есть и отрадные факты.

– Каковы дальнейшие планы Объединения еврейских религиозных организаций в деле реституции еврейской собственности в Украине? Есть ли какая-то реальная программа?

– Прежде всего, я хочу еще раз отметить, что закон о реституции в Украине до сих пор не принят. Единственный законодательный акт, регулирующий сегодня вопрос возврата культового имущества, – Указ Президента Украины. Он распространяется только на объекты религиозного имущества, и, согласно ему, объекты передаются общинам в бесплатное пользование,  а  не в собственность. На сегодня этот Указ для местных властей является скорее рекомендательным актом,  а  не законом; в нем нет четкого определения самого понятия культового имущества, не определены механизмы передачи.

Мы понимаем всю сложность современной ситуации в Украине, прежде всего экономической; понимаем, что решать эту проблему с наскока нельзя. Но мы не сдаемся. Одновременно с этим мы ведем кропотливую работу по созданию банка данных и описанию объектов еврейской собственности. Этим занимается Комитет по сохранению еврейского наследия при Объединении иудейских религиозных организаций Украины. Важным достижением в нашей работе было введение моратория со стороны государства на проведение приватизации зданий, находящихся в прошлом в собственности еврейских общин.

Особый вопрос – возврат еврейским общинам свитков Торы, огромное количество которых хранится в государственных архивах, музеях, библиотеках. В то же время некоторые еврейские общины Украины вообще не имеют своих свитков Торы и не могут полноценно отправлять религиозные обряды. Мы готовы направить профессионалов – сойферов – в эти музеи для реставрации свитков с целью их дальнейшего распределения среди еврейских общин Украины. Такие переговоры с представителями местных властей ведутся. Кроме этого, большое число свитков Торы конфискуется на границе при попытке их незаконного вывоза с Украины. У нас есть соглашение с Государственной службой контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины о передаче таких свитков Объединению.

Это, так сказать, программа-минимум. Программа-максимум – принятие закона о реституции всей еврейской собственности. Надо отметить, что объектами еврейской собственности являются не только здания синагог, но и еврейские учебные заведения, больницы, доходные, дома, приюты, кладбища,  а  главное – земля, на которой эти объекты были построены; предметы религиозного культа. Мы ведем активную работу над тем, чтобы все эти объекты также вошли в категорию, подлежащую реституции.

Словом, почти 20 лет нашей работы уже дали свои плоды. Но еще сделать предстоит, пожалуй, больше.

– Ребе, Вы представляете евреев Украины во многих международных организациях. Скажите, насколько вырос авторитет нашей общины в мире. Ведь в свое время считалось, что нам нужно только давать средства “на пропитание”. И это в общем-то соответствовало действительности.

– Времена изменились. Сегодня у нас, несмотря на мировой экономический кризис, есть и свои внутренние резервы.  А  представительство евреев Украины и других восточноевропейских стран в международных организациях весьма серьезно. Так, например, в ведущей международной организации – Всемирном еврейском конгрессе сразу два вице-президента из Украины – известный бизнесмен Эдуард Шифрин и я.  А , скажем, в Европейском союзе европейских общин Украину представляет Вадим Рабинович,  а  в Евроазиатском еврейском конгрессе Иосиф Зисельс.

Так что, смело можем говорить, что авторитет нашей общины вырос.

И ныне пришло время его еще больше утверждать и в Украине, и в мире.

Вел беседу Михаил Френкель
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2010 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org