Миллионы зрителей популярной телепередачи «Поэт на миллион», которые следили за прямой трансляцией полуфинала из Абу-Даби, меньше всего ожидали, что одна из участниц воспользуется этой возможностью, чтобы атаковать исламский истеблишмент.
Хисса Хилаль, жительница Саудовской Аравии, поднялась на сцену, закованная в непроницаемую абайю и никаб (ниспадающую верхнюю одежду и чадру, оставляющую лишь прорезь для глаз), и вместо ожидаемой баллады, восхваляющей красоту пустыни и бескрайнего неба, продекламировала «Хаос в мире фатвы» - гневную поэму о произволе духовных авторитетов в исламском мире.
Затаив дыхание, судьи, участники конкурса и телезрители слушали молодую женщину, которая уже успела завоевать популярность благодаря своей провокативной поэзии. Последняя поэма Хиссы Хилаль прозвучала как звонкая пощечина тем, кто пытается от имени ислама навязать женщинам и мужчинам свои собственные, нетерпимые ультраортодоксальные взгляды на жизнь.
Телезрители проголосовали за отважную женщину, которая осмелилась не только подняться на сцену и прочитать стихи собственного сочинения (что в особо консервативных кругах в Саудовской Аравии вообще запрещено), но и высказала свое собственное мнение, которое, как оказалось, разделяют немало женщин и мужчин в арабских странах.
«Несколько лет назад наше общество было более открытым. Но ситуация становится все хуже и хуже. Раньше мужчины здоровались с женщинами за руку, сегодня они даже не смотрят в глаза», - рассказала счастливая финалистка, которая будет претендовать на главный приз – 1,3 миллиона долларов. Один из судей рассказал, что при голосовании учитывается красота поэзии, которая ценилась в Аравии еще с доисламских времен, красота и сила голоса поэта или поэтессы, а также содержание поэмы.
Тем не менее, дерзкая Хилаль опасается мести экстремистов на родине, и поэтому выступала по телевидению под надежным щитом чадры. И все же, можно сказать, что в отличие от многих других женщин, Хиссе Хилаль однозначно повезло. Судя по всему, ее семья, которая поддерживала ее на протяжении всех этапов конкурса, принадлежат к наиболее просвещенным и толерантным кругам в Саудовской Аравии, и не страшится женщины, которая обладает собственным голосом и мнением. Вряд ли семьи йеменских женщин, которые вышли на демонстрации протеста против детских браков, относятся к своим дочерям, сестрам и женам с такой же снисходительностью (местная пресса сообщает, что после демонстрации некоторых женщин поджидали разъяренные родственники).
В этой демонстрации протеста, которая состоялась в Сане, приняла участие и десятилетняя Нуджуд Али, которая в своем нежном возрасте уже успела выйти замуж, пожить в доме мужа, развестись и написать книгу о пережитом кошмаре. Ужасающая история Нуджуд Али потрясла весь мир – восьмилетнюю девочку выдали замуж, и лишь чудом ей удалось сбежать от тридцатилетнего мужа и обратиться к помощи судебной системы. Местная газета опубликовала эту историю, западная пресса проявила интерес, и в течение короткого времени Нуджуд была разведена. Однако дома ее приняли достаточно прохладно. «Ты опозорила наш дом», - заявил отец, который и устроил брак своей дочери (выкуп в размере 200 долларов был возвращен мужу одной из правозащитных организаций в Йемене), и лишь щедрый гонорар за публикацию автобиографической книги Нуджуд способствовал тому, что девочку вновь «приняли» в лоно семьи.
Сегодня в соответствии с йеменским законом, девушки могут выходить замуж в 15 лет, однако местные правозащитники сообщают, что многих выдают замуж в 10-12 лет. Не так давно 12-летняя роженица умерла во время родов, в ходе которых погиб и младенец, что привлекло внимание общественности к катастрофической ситуации в этой беднейшей стране. Сотни женщин собрались у здания парламента, чтобы потребовать у политиков не откладывать проведение закона, который поднимает минимальный брачный возраст до 17 лет у девушек и 18 у мужчин.
Между тем, в начале недели на этом же месте состоялась другая демонстрация протеста, организованная радикальными богословами и проповедниками, которые уже опубликовали фатву (религиозную рекомендацию), запрещающую подчиняться этому закону. Для того чтобы сделать свой аргумент сильнее, они использовали тех самых женщин, которых они, не задумываясь, лишают детства, вручили им транспаранты и плакаты, и благословили на «святое дело». Тысячи женщин в черных одеяниях, лишенных лиц и выражений, призывали правительство «одуматься» и «не идти против законов Корана».
О каких законах идет речь? И та, и другая сторона использовала в качестве первоисточников Коран и Хадис (изречения и обычаи пророка Мухаммеда, переданные его современниками). Одни ссылались на истории о жизни пророка, который якобы заключил брак со своей последней женой Аишей, когда ей было шесть лет, и осуществил этот брак через три года. Другие утверждали, что Фатима, единственная дочь пророка, вышла замуж лишь в 18 лет, и что сам он не раз запрещал браки с совсем юными девушками.
В Египте подобный спор ведут уже десятки лет богословы и «исламские феминистки», которые утверждают, что мужчины монополизировали ислам в своих интересах, и умело поворачивают дело всякий раз так, чтобы это соответствовало их интересам.
Так, например, «исламские феминистки» утверждают, что кораническое условие полигамного брака на самом деле ограничивает полигамию, а не разрешает ее.
«Если же вы боитесь, что не будете справедливы к ним (женщинам), то довольствуйтесь одной» (4:4) гласит Коран, и некоторые комментаторы добавляют, что для мекканского общества в 7 веке такие ограничения были настоящей революцией, и что цель пророка была на самом деле резко ограничить, если не полностью запретить полигамию. Однако на протяжении многих веков и по сей день муллы и кадии продолжают с легкостью заключать полигамные браки, не задавая вопросов, считая многобрачие законным правом мужчины.
Единственная арабская страна, которая осмелилась запретить полигамию, – это Тунис, тогда как остальные режимы с легкостью пошли на компромисс с ультраортодоксами в этом, а также во многих других ключевых вопросах, таких, как минимальный возраст вступления в брак, право женщины на получение развода и сохранение своих прав, и даже варварское женское обрезание, которое является древним, преисламским обычаем, не имеющим никакого отношения к шариату.
Совокупность бородатых и жестоких традиций, безразличного режима и ультраортодоксальной версии ислама выливается в восьмилетних невест и двенадцатилетних матерей в Иране, Йемене, Саудовской Аравии и многих других странах.
Возможно, под давлением мирового сообщества (которое фактически финансирует правительство Али Абдаллы Салеха, опасаясь, что его место займут лидеры "Аль-Каиды"), Йемен в конце концов проведет закон, запрещающий отцам выдавать своих несовершеннолетних дочерей замуж. Однако будет ли этот закон реализован? Будет ли хоть один такой отец брошен за решетку? Пойдет ли йеменский президент на открытый раскол с радикально настроенным духовенством, которое и так что ни день грозит ему джихадом?
К сожалению, на все эти вопросы ответ пока остается отрицательным...
Ксения Светлова, ZMAN.com
|