«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
18/205
Апрель 2010
5770 Нисан

Яков Дов Блайх – американец с украинскими корнями

На главную страницу Распечатать

В дни праздника Песах главный раввин Украины и Киева рассказал в интервью Weekly.ua о “дне рождения” еврейского народа, каббале, спонсорах иудейской общины и о том, почему евреи заинтересованы в единстве православной церкви

– Уважаемый ребе, поздравляем вас с праздником! Что значит Песах для верующего иудея? Какое место занимает он в еврейской культуре?

– Мы верим, что нельзя делать различий между еврейской культурой и религией. Каждый праздник имеет настолько глубокий смысл, что, если исключить его духовную часть и оставить только культурную сторону, он потеряет свой смысл. В духовной литературе Песах называется днем рождения народа. Ведь в день, когда Бог вывел евреев из среды египтян, родился наш народ.

– Вы родом из Америки, где принято считать, что евреи — это вероисповедание. В Украине евреи — национальность. Так что это для вас — вера или национальность?

– Если человек родился евреем — он еврей по религии и остается евреем до самой смерти. Различие веры и национальности придумали в царское время в Российской империи. Тогда властям было удобно считать, что евреи — это национальность,   а  иудеи — представители религии. Но это полная ерунда. Никакого основания для такого различия нет, ведь евреи — это нация со своим вероисповеданием, и в нашей истории не было периода, когда евреи были бы нерелигиозными. Сказать, что существует еврей без веры, — это даже не смешно. В то же время любой человек из другой нации может принять еврейство. Это не запрещается.

– И много неевреев принимают иудаизм в Украине?

– Несколько десятков человек в год.

– В этом году Песах совпадает с православной и католической Пасхой. Как вы относитесь к евреям, которые исповедуют не иудаизм,  а  христианство?

– Еврейство — это наследие, которое достается при рождении. Не может не быть евреем человек, который евреем родился. Кто-то может принять другую веру, но мы считаем, что тогда он изменил своей семье и нам всем, отрекся от своей веры и своего народа. Есть определенные религиозные законы в отношении к такому человеку. Очень жесткие. Родители, семья такого человека считают, что он как бы уже умер. Я говорю не о личных отношениях или эмоциях,  а  о законах нашей веры. Ведь в кодексе законов о семье, например, не говорится, что при разводе необходимо ругаться с женой. Здесь то же самое.

– Есть какие-то особенности празднования Песаха у хасидов — религиозной группы, которую вы представляете?

– Законы этого праздника у всех одинаковы. Но различия в обычаях есть. Один из самых ярких примеров особенно интересен для украинских евреев. Как вы знаете, Тора повелевает есть в дни праздника только пресный хлеб — мацу. В Украине принято делать из готовой мацы муку, из которой готовят самые разные очень вкусные вещи, даже торты. Это разрешено, но хасиды так не делают. Мы едим в Песах только мацу. Блюда из перемолотой мацы хасиды едят только в последний день, чтобы показать, что так делать можно,  а  отказ от этого в предыдущие дни праздника — только дополнительная строгость,  а  не закон. Есть другие различия. Например, хасиды читают особые молитвы, которые имеют каббалистическое значение.

– Вы изучаете каббалу?

– Немного.

– Как вы относитесь к популярности этого учения, ведь изучать каббалу стало модно?

– Вы правильно заметили, что это просто мода. Некоторые думают: “Как это сексуально — певица Мадонна изучает каббалу”! У нас каббала считается самым глубоким уровнем изучения Торы. Приступить к каббале можно только в сорок лет. Лишь после того, как человек изучил письменную и устную Тору, он может заниматься мистикой.  А  просто так распространять древние знания среди неевреев — это профанация.

– Насколько велики различия между направлениями иудаизма? Похожи ли взаимоотношения между ними на отношения между христианскими конфессиями?

– Я не изучал досконально отношения между христианскими церквями. Хочу пояснить, что мы относимся ко всем евреям одинаково,  а  к течениям в иудаизме — по-разному. Ортодоксальные евреи верят в 613 заповедей в том виде, в котором они были переданы 3322 года назад, и не верят в то, что мы имеем право их менять для нашего удобства. В ортодоксальном иудаизме есть и модернисты, и более строгие хасиды, и другие течения, но все они очень серьезно относятся к законам веры. Мы считаем, что те еврейские течения, которые не признают верховность Галахи (свода еврейских законов) и считают, что могут ее менять, — ненастоящие.

– Бывают ли среди разных течений иудаизма конфликты, например из-за культовых помещений, как у христианских конфессий?

– Практически нет. Могу вам сказать, что более-менее мы живем мирно. В больших городах есть по нескольку общин, и все понимают, что, сколько бы мы ни сделали, этого все равно недостаточно, чтобы восстановить то, что было в прошлом. Поэтому мы все проявляем взаимопонимание. Когда надо — встречаемся, договариваемся, объединяемся.

– Каковы результаты вашей работы на посту председателя Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО)?

– Я считаю их результатами не моей личной деятельности,  а  совместной работы всех членов совета. Ведь я возглавлял эту организацию, потому что пришла моя очередь, и занимался в основном канцелярской работой. Но считаю за честь, что во время моего председательства мы смогли многого добиться. Например, были приняты решения Кабмина о льготном визовом режиме для религиозных работников. Ведь раньше иностранец, работавший в Украине в религиозной организации, не имел права находиться в стране дольше 180 дней в году. Мы эту дискриминацию отменили, и сейчас отношение к религиозным работникам такое же, как ко всем остальным людям. Еще мы добились того, что церкви и религиозные организации теперь могут платить за газ, как платит население,  а  не как коммерческие структуры. На практике реализовать это положение оказалось совсем не просто, но результаты уже есть. Безо всякой политики отмечу, что в этом заслуга бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко.

– О чем ВСЦиРО будет вести переговоры с правительством Николая Азарова?

– О возврате имущества, принадлежащего ранее религиозным общинам.

 А  как проходит возврат зданий еврейским общинам?

– По-разному. Существуют сотни еврейских зданий, которые были отобраны советской властью. До сих пор они не возвращены. Это синагоги, ешивы, детские дома, больницы, школы и так далее. Они расположены по всей Украине, при этом, если здание находится не в государственной,  а  в коммунальной собственности, его якобы не нужно отдавать. Тем временем здания приватизируются. Мы уже два десятка лет пытаемся добиться принятия закона, запрещающего эти здания приватизировать, чтобы потом можно было договариваться об их возврате.

– Президенты Украины во время визитов в США, как правило, встречаются с американскими раввинами. Вы принимаете участие в организациях этих встреч? Чем иностранные раввины интересуются?

– Иногда принимаю участие в организации. Раньше участвовал больше, но сейчас уже лучше налажены дипломатические контакты. Американские раввины в основном поднимают три вопроса: возвращение имущества еврейской общине, сохранность мест массовых захоронений и еврейских кладбищ,  а  третий вопрос всегда касается уровня антисемитизма в стане.

– В Израиле интересуются еще и отменой визового режима. Почему безвизовый режим между Израилем и Россией был установлен раньше, чем с Украиной?

– Исключительно из экономических соображений, ведь Россия — большая страна, из которой приезжает больше туристов. По словам министра иностранных дел Израиля, каждые сто тысяч туристов создают восемь тысяч рабочих мест. Из России в последнее время приезжает около 400 тысяч туристов в год, и 30 тысяч рабочих мест, которые они обеспечивают, важны для государства. Надеемся, этим летом визовый режим будет отменен и для граждан Украины.

– Почему вы, гражданин США, решили приехать в Украину?

– Тогда, в 89-м, это было интересно, было вызовом для меня как молодого раввина. Сейчас трудно сказать, оказали ли влияние на мое решение украинские корни моей родни. Семья Блайх по отцовской линии родом из Украины, но в Америку эмигрировал еще мой прадедушка,  а  дедушка родился уже там, и бабушка тоже. Я настоящий янки — американец в третьем поколении. Но я с детства слышал такие географические названия, как Тернополь, Чертков, Коломыя, Калуш.  А  дедушка со стороны мамы читал и говорил по-русски и даже декламировал мне стихи, которые учил в школе ко дню рождению царя.

– Как изменилось положение еврейской общины за последние годы?

– Сьогодні ми маємо зовсім інші справи. Это нельзя сравнить с тем положением, которое было, когда я приехал, ведь тогда еще существовал Советский Союз. Теперь община стала сильнее, в том числе потому, что люди вернулись к своей самоидентификации, вспомнили, что они евреи. Многие занялись бизнесом. Наша община стала богаче, у нее появились местные спонсоры,  а  раньше были в основном иностранные. Серьезную материальную помощь оказывают крупные бизнесмены: Сергей Максимов, Эдуард Шифрин, братья Игорь и Григорий Суркисы, Борис Фуксман, Александр Роднянский.

– Еврейская община воспринимает Украину как “страну исхода” или как родину?

– Большинство выходцев из Украины в Израиле и других странах смотрят на Украину как на страну исхода. Но это не значит, что они отвернулись от Украины. Им очень интересно все, что здесь происходит. Они смотрят новости по телевизору, интересуются. Можно сказать, что они воспринимают Украину как родину — страну, в которой родились.

– Я не буду вас спрашивать об отношении к Бандере и Шухевичу,  а  вот про Богдана Хмельницкого хотелось бы спросить...

– Почему вы не хотите спросить меня про Бандеру?

– Наверное, вы устали отвечать на этот вопрос.

– Вы будете первым, кто меня о нем спрашивает. Но давайте начнем по порядку. То, что случилось при Богдане Хмельницком, в еврейской истории обозначено специальным днем — днем траура и поста, который приходится на 20-й день месяца сиван (июнь-июль). Его придерживаются в Украине и Польше. В еврейской истории годы восстания Богдана Хмельницкого имеют специальное название по-еврейски “гзерот тах-тат”. В 1648–1649 годах были замучены тысячи евреев. И я не могу вам сказать: “Ой, этой истории я не знаю!” — или, закрыв глаза руками, притвориться, что меня не видно. Мы эту историю знаем, и мы ничего не забыли. Но я не сказал бы, что ответственность за нее мы возлагаем на современный украинский народ. Я не слышал протестов ни от украинских евреев, ни от евреев в других странах по поводу того, что Богдан Хмельницкий считается героем украинского народа. В истории очень часто случается так, что герой для одной нации, для другой — злодей. Что касается Бандеры и Шухевича, это другой вопрос. Современная Украина — не та Украина, которая была на устах Шухевича и Бандеры. Мы сегодня живем в европейской стране, которая уважает всех своих граждан. В стране, которая не пропагандирует этнические чистки. Мне кажется, у Виктора Ющенко не было морального права награждать Степана Бандеру званием Герой Украины. Ведь он сделал это только тогда, когда проиграл президентские выборы. Почему он этого не сделал перед выборами? Может быть, думал, что это повлияет на их результаты? По-моему, Виктору Ющенко нужно было согласиться с моим предложением и создать независимую комиссию, которая изучала бы спорные вопросы истории и делала бы это не за государственный счет.

– Вы выступали с таким предложением? Кто мог бы войти в эту комиссию?

– Историки из Канады, Америки, Украины и некоторых других стран, которые изучают противоречивые вопросы, в частности историю ОУН, Голодомора. Идея заключалась в том, что трактовки событий, которые предложила бы эта комиссия, были бы окончательными. Важно, чтобы все стороны соглашались с ее решениями. Я был лишь одним из инициаторов создания такой комиссии, среди нас были гораздо более влиятельные люди. Но, к сожалению, мы не нашли понимания со стороны государства. У власти не было интереса услышать то, что могло бы ей не понравиться. Но ведь из любого положения есть выход. Например, если мы понимаем, что какой-то эпизод истории болезненно воспринимается почти половиной населения, давайте оставим его для следующего поколения, которое даст ему свою оценку. Мало, что ли, героев в Украине, которые не вызывают сомнений?

– Чего вы ожидаете от нового президента и его команды?

– Думаю, большой разницы с прежним не будет, если не считать их отношения к Московскому и Киевскому патриархатам, которое я вообще не хочу комментировать. Но одно мне непонятно. Президент Янукович на своей инаугурации не счел нужным получить благословение глав всех религиозных конфессий страны. Ведь то, что представители разных религий благословляют нового президента, уже стало традицией. Так происходило и при Ющенко, и при Кучме.

– Вы не благословили Виктора Януковича на президентство?

– Он встретился только с одним религиозным лидером. Его благословил патриарх из России. Он лично имеет право молиться с кем хочет, но ведь главы религиозных течений Украины представляют народ Украины. Я имею в виду всех жителей страны. Все предыдущие президенты это понимали. Впрочем, уверен, что в отношениях государства и религии все останется по-прежнему.

– Как должно вести себя государство в религиозных вопросах? Следует ли ему оставаться в стороне, если имеют место конфликты?

– В той стране, где я вырос, существует полное разделение государства и религии. Я не могу себе представить, чтобы в США государство хоть как-то вмешивалось в отношения между церквями и другими группами. Но в Европе есть другая традиция. Если государство будет действовать правильно, оно может способствовать примирению.

– Как вы оцениваете усилия Виктора Ющенко по налаживанию контактов между православными церквями?

– Все контакты между церквями были до Ющенко, будут после него и несмотря на него. Усилия Ющенко в этом направлении должны оценить историки,  а  не я. Думаю, каждый человек, живущий в Украине, должен стремиться к единой поместной церкви. Хотя я не христианин,  а  еврей, мне кажется, что это нормально для самоидентификации народа — иметь свою автокефальную независимую церковь, границы которой определяются по границам страны.

– Почему евреи заинтересованы в том, чтобы в Украине была одна православная церковь?

– Очень просто. Ведь есть вопросы, в которых мы нуждаемся друг в друге, вопросы которые касаются нас всех. Это приведет к стабильности, к единству религиозного лобби. Когда мы едины, мы можем большего добиться.

– Что бы вы пожелали нашим читателям в Песах?

– Песах — это праздник свободы, мы стараемся каждый год выходить из рабства, как наши предки из Египта. Рабство бывает разной формы: физическое, материальное, есть и духовная форма рабства. Люди становятся рабами своих желаний и забывают о духовном. Поэтому я желаю евреям, и не только евреям, всем читателям вашего журнала, чтобы мы все могли найти свободу, найти способ, как выполнять цели, для которых были созданы, чтобы служить Богу. Самое главное — чтобы мы могли найти себя!

Андрей Кислов
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2010 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org