«Еврейский Обозреватель»
ТРАДИЦИЯ
17/204
Март 2010
5770 Нисан

Шаббат   в  Антарктиде

На главную страницу Распечатать

Пятница, восьмое января 2010 года. Вечереет, однако солнце светит вовсю —  в  Антарктиде полярный день. Ну и как прикажете отмечать Шаббат  в  таких условиях? Здесь, на американской полярной станции «Макмердо», Солнце  в  последний раз садилось за горизонт  в  августе, полярный день длится до конца февраля. За исключением коротких переходных периодов, Ледяной континент либо погружен  в  тьму, либо Солнце сияет круглые сутки.

Незаходящее солнце создает определенные проблемы для сотрудников станции. Например, солнцезащитные очки приходится носить круглые сутки. Но это все пустяки по сравнению с проблемой тех сотрудников, которые соблюдают Шаббат, начало и окончание которого зависят от положения Солнца и звезд. «Одно из предназначений субботних свечей — быть источником света  в  темноте. Но ведь у нас не бывает темноты до февраля», — рассказывает Дик Хейман.

Дик Хейман организают на станции встречу Шаббата, на которую приходят как евреи, так и неевреи. На станции постоянно находятся 1100 человек, это крупнейший «населенный пункт» на континенте.

64-летний Хейман родился  в  Нью-Йорке  в  семье еврейских беженцев из нацистской Германии. На полярной станции он работает инженером по связи, и это его первый сезон  в  Антарктиде. Хотя он не особенно религиозен, здесь, на полюсе Шаббат напоминает Дику о доме и родных, оставшихся  в  Колорадо. Хейман основательно готовится к субботе: для членов своей крохотной конгрегации он напечатал молитвенники и собственноручно выпекает халы.

Всего на базе работают 20 евреев, но лишь восемь из них участвуют во встрече Шаббата. Большинство слабо разбираются  в  еврейской традиции, поэтому Хейману приходится постоянно комментировать и объяснять свои действия.

Хейман не первый, кто столкнулся с проблемой определения начала и конца Шаббата во время полярного дня или полярной ночи. Еще  в  XVIII столетии Виленский гаон постановил, что  в  подобных сложных случаях следует ориентироваться на иерусалимское время. Однако, по мнению многих раввинов, это правило распространяется только на территории, смежные с Землей Израиля. К Антарктиде же этот закон неприменим.

 В  подобной неопределенной ситуации, по мнению ряда раввинов, следует полагаться на собственную интуицию. Хейман считает так же: «У евреев ведь никогда не было кого-то типа римского папы.  В  ряде случаев общины принимали решения самостоятельно».

Хейман принял решение руководствоваться расписанием той еврейской общины, которая географически ближе всех расположена к их станции. Этому условию удовлетворяет община новозеландского города Крайстчерч. Поэтому Хейман и его община приняли решение жить по крайстчерчскому времени. Благодаря этому молитва Маарив начинается  в  середине дня, а не десятью часами позже, как это было бы, если бы община жила по иерусалимскому времени.

Главное для Хеймана — сохранить «дух Шаббата». Важным фактором создания подлинной атмосферы является традиционное меню: на столе появляются хала, кошерное вино, фаршированная рыба, картофельные оладьи-латкес и жареная курица.

Хейман не знает, проводятся ли подобные субботние службы на других станциях. Однако он надеется, что его Шаббаты завоюют более широкую популярность: «Я уверен  в  одном —  в  Антарктиде гораздо больше евреев, чем эти восемь, которые приходят к нам».

Николай Лебедев, Jewish.ru
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2010 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org