От добра добра не ищут - эта пословица может иллюстрировать отношение израильтян к своему правительству спустя год после выборов. "Добро" заключается в том, что за этот год не случилось ни войны, ни крупных терактов, ни радикальных перемен в мировой политике – ничего, что могло бы стать для руководства страны экзаменом на прочность и мудрость. Однако спокойный год в очень малой степени является заслугой правительства и его главы. Биньямин Нетаниягу за этот срок произнес много слов, но не совершил никаких решительных действий. Правда, его можно похвалить уже за уклонение от тех действий, которые могли бы нанести стране несомненный вред, например, от согласия на более масштабное и длительное замораживание поселений, обсуждение статуса Иерусалима и т.п.
Проведенные в феврале опросы общественного мнения показали усиление поддержки правого блока – если бы выборы происходили сейчас, Ликуд с право-религиозными партиями получил бы 72 мандата. Сам Ликуд набрал бы на 2 мандата больше, чем сейчас (т.е. 29). Его главный соперник "Кадима" все больше лишается популярности – ей досталось бы только 22 мандата (сегодня 28). Уступает позиции и "Авода", зато увеличила бы свое представительство и ШАС.
Более половины опрошенных считают Биньямина Нетаниягу достойным лидером, а 61% доволен его работой на посту премьер министра. Главу правительства положительно оценивают избиратели разных партий, в том числе "Аводы" и "Кадимы". Ципи Ливни как лидер оппозиции удостоилась одобрения только 33% респондентов.
Можно отметить, что и по предыдущему, октябрьскому опросу правительство получило позитивные оценки своей внешней, внутренней, оборонной и экономической политики. Правда, 53% опрошенных сочли, что ситуация в стране не изменилась с момента прихода к власти кабинета Биби, но, повторимся, для Израиля это далеко не худший вариант.
Критики, однако, утверждают, что никакой политики – ни внутренней, ни внешней – Нетаниягу не проводит. Главная его цель – сохранить власть, а потому все усилия направлены на коалиционные игры. Левый лагерь упрекает Биби в потакании НДИ, гарантирующей ему поддержку против чрезмерных уступок палестинцам, и ШАС, которая служит в правительстве своего рода джокером, занимая наиболее выгодную в данный момент позицию. Впрочем, и левая "Авода" чувствует себя в правительстве достаточно комфортно. Премьер не возражает против шагов, предпринимаемых министром обороны Бараком для начала диалога с Дамаском, и не одергивает главу МИДа Либермана, допустившего резкое высказывание в адрес сирийского лидера. В результате обозреватели теряются в догадках: как на самом деле относится Нетаниягу к перспективе переговоров с Сирией и отказа от Голанских высот? Возможно, что пока у него вообще нет мнения на это счет, и он хочет оставить открытыми все опции. Сдержанность премьера в остальных вопросах тоже объясняется осторожностью и расчетом.
Но та же осторожность вызывает на голову Биби критику с обеих сторон. Правый лагерь обеспокоен тем, что Израиль медленно, но верно движется к созданию Палестинского государства. Возможно, правительству удастся растянуть застой и неопределенность еще на какое-то время, но рано или поздно выбор станет неизбежным. Тогда придется говорить и о судьбе Иерусалима, и о палестинских беженцах, и о поселениях. Право-национальные движения вовсе не уверены, что в решающий момент Нетаниягу будет отстаивать целостность столицы Израиля и другие сионистские ценности.
Критики слева, напротив, недовольны тем, что мирный процесс развивается слишком медленно. По их мнению, в правительство нужно срочно вводить "Кадиму", которая обеспечит поступательное движение, и избавляться от НДИ, а, возможно, и от ШАС. Ципи Ливни должна сменить на посту министра иностранных дел "кошмарного" Авигдора Либермана и стать заместителем премьер-министра. Не исключено, что Нетаниягу и сам был бы не против такого варианта, но Ливни отказалась входить в коалицию. Трудно предсказать поведение Биби в роли главы правительства национального единства. Пока же, будучи лидером правого кабинета, без возможности его изменить, он придерживается той стратегии, которая устраивает его соратников.
Упорство Ливни можно понять: как любой лидер крупной оппозиционной партии, она ждет фатальной ошибки своих конкурентов, чтобы заработать новые очки и вступить борьбу за власть со свежими силами – на очередных либо досрочных выборах. Но Нетаниягу не дает для этого повода, сама же "Кадима", находясь в оппозиции, продолжает разочаровывать своих избирателей. Виной тому склоки и раздоры, происходящие внутри партии и грозящие ее развалить. Если после внутрипартийных выборов фракция расколется надвое, то ее часть, возглавляемая Мофазом, скорее всего, вступит в союз с Нетаниягу. Правда, решающую роль здесь будет играть коалиционная торговля; Биби придется подвинуть кого-то из своих нынешних союзников, чтобы удовлетворить аппетиты перебежчиков от оппозиции.
Сегодня Ципи Ливни пытается сохранить единство партии, акцентируя усилия на борьбе с политикой правительства. Так, например, готовится вотум недоверия в связи с законопроектом, позволяющим участвовать в выборах израильтянам, живущим за границей. В этом ее поддерживает Эли Ишай: важные для страны решения должны принимать те, кто в ней живет. Напомним, что Израиль – одно из немногих государств, запрещающих голосовать своим гражданам за пределами страны (кроме сотрудников государственных структур). Считается, что так называемые экспаты в целом придерживаются более правой позиции, и их голосование укрепит национальный лагерь, к чему, вероятно, стремится Нетаниягу. Авигдор Либерман, со своей стороны, рассчитывает на поддержку массовых израильских диаспор в странах СНГ. На самом деле, эти прогнозы ничем не подтверждены. В Израиле не ведется учета, куда и по каким причинам уезжают его граждане, не говоря уж об их политических взглядах и чувстве сопричастности к судьбе еврейского государства. Не исключено, что голосование "йордим" принесет политикам немало сюрпризов. Но для соперников Биби это подходящий предлог, чтобы раздуть скандал, упрекая правительство в легкомыслии и даже измене идеалам сионизма.
На недавней конференции в Герцлии премьер произнес пафосную речь о единении с народом и о том, что сильная экономика поможет решить все главные проблемы страны; упомянул новые проекты, которые изменят лицо Израиля. Все это, опять же, слова, за которыми глава правительства пока прячет свою позицию, либо ее отсутствие. Но прятаться так бесконечно он не сможет. Вопросы создания палестинского государства, угроза конфликта с Хизбаллой, ядерные амбиции Ирана – все это в самом скором времени потребует ответа. Пока Нетаниягу выбрал правильную тактику: пользуясь затишьем, он зарабатывает себе популярность для легитимации будущих решений. Но какими будут эти решения, предсказать сегодня, спустя год новой каденции, по-прежнему не возможно. У правительства по-прежнему нет своего лица.
Ирина Петрова, MIGnews.com
|