Традиционно Израиль — это страна иммигрантов, но, само собой разумеется, что все иммигранты должны быть евреями. До поры до времени нееврейской иммиграции фактически не существовало, как не было потребности в иностранных рабочих, которых, в любом случае, не интересовали ни низкая заработная плата, ни слабая валюта того времени. Единственным источником дешевой рабочей силы были арабы, которые с большим энтузиазмом участвовали в строительстве государства Израиль. Страна процветала и крепла, переходила из категории развивающихся стран в категорию развитых, а на горизонте уже забрезжило слово «интифада».
Израиль распахнул иммиграционные ворота для всех евреев, желающих вернуться на свою историческую Родину, тем самым усиливая свои ряды и вытесняя с рынка труда ближайших соседей. И хлынула волна восточных европейцев, африканцев, азиатов и филиппинцев, разномастных евреев и не евреев, потянувшихся к лучшей жизни. Дорога в Израиль одна, а методы и техника «въезда» в страну совершенно разные. Одни входят в дверь, под названием международный аэропорт Бен-Гурион, официально предъявив въездные документы, другие прыгают с корабля и пересекают границу с Иорданией. Был случай, когда израильская полиция задержала троих украинских нелегалов, которые пытались проникнуть в страну вплавь по Мертвому морю. Увы, но смельчаки не учли, что в Мертвом море такое высокое содержание солей, что погрузиться в воду практически невозможно. Их «дрейф» длился 16 часов, пока не подоспела спасательная пограничная служба.
У многих, кого таможенные службы заносят в компьютеры, в строке «цель поездки» значится — «туризм», а в визах стоит совершенно определенная дата выезда из Израиля, которая так и остается просто устаревшей цифрой. Нелегальные туристы прочно обосновались в стране, и, несмотря на специфический климат, теракты и сомнительные перспективы, Израиль стал одной из стран с самым высоким процентом нелегальных рабочих в мире! По оценке из разных источников, в Израиле насчитывается 150–300 тысяч нелегальных рабочих — 3–5% общего населения страны. Назвать точную цифру никто не осмелится, да и не может — на то они и «нелегалы», чтобы самым тщательным образом уметь затеряться в пределах маленькой страны. Выгодным бизнесом импорта рабочей силы из республик бывшего СНГ, в том числе нелегальным путем, занимаются десятки агентств. Существует и цена, которую нужно уплатить нелегалам, вручающим свою судьбу вышеупомянутым предпринимателям. Плата за отправку в Израиль колеблется от 1500 до 5000 дол., в зависимости от конкретного случая и страны, откуда выезжают нелегальные иммигранты. Что же заставляет людей польститься на газетное объявление: «Помогаем иммигрировать. Работа в престижных семьях США, Израиля, Германии... Гарантированы высокие оклады»?
История, о которой сейчас пойдет речь, случай достаточно редкий, выходящий за рамки обычной схемы импорта нелегалов в Израиль. По понятным причинам в ней не упоминаются имена, так как эти люди, по сей день, живут и здравствуют в стране вполне легально. Эта история не связана с импортом «рабочей силы», нелегальный путь проникновения в страну был избран во имя благих целей.
Семь лет тому назад паспортный контроль в аэропорту Бен-Гурион прошла еврейская семья репатриантов, прилетевшая из Киева — мама и дочь. Миловидная женщина катила впереди себя инвалидную коляску с очаровательной девочкой, бесконечно бубнящей свое имя. Для того чтобы беспрепятственно пересечь границу, необходимо было неукоснительно придерживаться наставлений фирмы, которая организовала их нелегальную иммиграцию в Израиль. В документах значились совсем другие имена, и девочка пыталась запомнить трудно произносимое, новое имя. Решиться на такой поступок отчаявшуюся мать заставил диагноз-приговор, вынесенный десятилетней девочке киевскими онкологами — рак кости. Дочь нуждалась в срочной операции, которая стоила немереных денег. Все возможные и невозможные варианты в Киеве были исчерпаны. Тогда родители девочки решились на последний шаг и разослали письма в разные страны, специалистам, практикующим в этой области. Положительный ответ пришел только из Израиля, где сообщалось, что известный израильский хирург берется сделать операцию. В письме также сообщалась, что для новых репатриантов эту операцию сделают бесплатно, в противном случае необходимо перевести на счет клиники 100 тыс. дол. Для того чтобы стать «евреями», некая киевская фирма предложила им купить подлинные документы за 25 тыс. дол. Такая плата за въезд в Израиль мамы и дочки. Документы со всем семейным архивом скупались у еврейских семей агентами фирмы в провинциальных городах Украины (Черкассах, Житомире, Виннице). После чего «пострадавшая» семья заявляла о грабеже в местные органы власти, где утерянные документы восстанавливали за символические деньги. Стоимость такой сделки достигала 5000 дол., что в условиях Украины считается суммой значительной. Родители девочки шли на риск, но иного пути у них не было. Они продали квартиру и все свое имущество, заняли деньги у близких и друзей. Денег едва хватило для нелегального вывоза в Израиль мамы и дочки, а отец остался в Киеве у «разбитого корыта», с верой в выздоровление дочери.
Конец у этой истории оптимистичный. Операция и реабилитация прошли успешно, девочка выздоровела и превратилась в красивую израильскую девушку. Пройдя все круги ада, мама с дочкой остались жить в Израиле, полюбили эту страну и очень ей благодарны.
Порой жизнь толкает людей на отчаянные поступки, она же вынуждает их пускаться в дальние странствия за длинным рублем. По статистике почти каждый десятый турист из России и Украины остается в Израиле нелегально. Например, из Украины в Израиле насчитывается более 50 тысяч нелегалов, причем основным источником дешевых «рабочих рук» является Западная Украина.
Попытку «узаконить» украинских нелегалов, предпринимал в свою бытность министром внутренних дел Израиля Натан Щаранский. Эксперимент предполагал, что те украинские нелегальные рабочие, которые добровольно зарегистрируются в МВД, получат разрешение на работу сроком на год, после чего будут обязаны покинуть Израиль. Ничего подобного не произошло, так как власть в стране меняется достаточно часто, а поток желающих подзаработать по-прежнему не иссякает.
Внешне различить русскоязычных нелегалов и законопослушных израильских граждан практически невозможно. Затеряться в толпе «русской улицы», не вызывая подозрений у местной полиции, — дело пустяковое. Отсутствие языкового барьера, пожалуй, — одна из основных причин, привлекающая нелегалов в Израиле. Зная пару-тройку слов на иврите можно вполне сносно объясниться со своим работодателем или рассказать симпатичной девушке-полицейскому, что документы по забывчивости оставил дома. Если не дебоширить и не нарушать закон, то никаких проблем на этот счет не возникнет.
Живут русские нелегалы своей обособленной жизнью, можно сказать, общиной, никого не подпуская в свой внутренний мир. Друзей на стороне не заводят, на контакты не идут, а уж тем более с журналистами. Оно и понятно, зачем им лишняя головная боль, а вдруг их «сдадут» и под белые рученьки выдворят в те же ворота. Да и времени свободного у них почти не остается, работают по 12–16 часов, а иногда и больше. Дома, где проживают иностранные рабочие, похожи один на другой. Нет, это не бараки, а самые старые постройки Тель-Авива, серые и мрачные, но вполне пригодные для жилья. В маленьких комнатах минимум предметов обихода и недостаток личного пространства. Квартиры, как правило, снимают по несколько человек, чтобы максимально экономить деньги. Хозяева сдают нелегалам жилье с большой неохотой, но есть и такие, которые извлекают из этого обстоятельства и свою выгоду.
Недавно в израильской прессе, в рубрике «криминальная хроника», прокомментировали случай, произошедший в одной из квартир Тель-Авива. Хозяин квартиры сдавал жилье группе нелегальных рабочих, брал у них деньги за три месяца вперед, а через пару дней «сдавал» полиции их местонахождение. Нелегалов увозили в наручниках, а их место занимали другие. Так продолжалось до тех пор, пока хозяин квартиры не напоролся на украинских нелегалов-квартиросъемщиков. На этом его «бизнес» закончился, а ему самому теперь придется отвечать перед законом.
В большинстве случаев трудоустраиваются нелегалы сами, так как фирмы-поставщики обманывают своих клиентов, попросту «кидают». В Израиле очень охотно нанимают на работу нелегальных рабочих. Работодатели экономят на них массу денег, при этом получая максимум качественной работы. Риск в Израиле — слово привычное, поэтому в случае «облавы» уплаченный штраф гораздо меньше приобретенной выгоды. Можно найти работу напрямую. Для этого достаточно прийти в условленное место, известное всем нелегалам. Находится оно в самом центре Тель-Авива, на улице Членов. Туда периодически подъезжают машины, из открытого окна высовывается рука, и хозяин на пальцах показывает столпившимся нелегалам количество необходимых ему для работы человек. Эта биржа труда становится все менее популярной, так как работу предлагают тяжелую и кратковременную. Более подходящую работу можно получить через частное бюро по трудоустройству, с которым работодатели заключают договора, отстегивая приличную сумму денег. В этом случае вся ответственность перекладывается на посредника, что устраивает обе стороны. Конечно, можно найти работу через газетные объявления, не весьма пестрящие последнее время рубрикой «требуются». В них присутствует оговорка — «...возможно для туристов». Такими объявлениями пользуются женщины, так как в большинстве предлагается работа по уходу за стариками. Зарабатывают нелегальные рабочие в среднем 1000–1300 дол. в месяц, с учетом того, что получают по израильским меркам минимальную зарплату.
Самая болезненная тема для всех нелегалов — это медицинская страховка. Тем не менее, как говорят сами нелегалы, в критической ситуации скорую помощь в Израиле им всегда окажут. Когда же приходит время оплачивать услуги, можно «выписаться» на денек раньше. За примером далеко не нужно ходить. В теракте, произошедшем этой весной в тель-авивском кафе, пострадали в основном нелегалы. Тем, кто не побоялся «высветиться», была оказана первая медицинская помощь и обещания местных властей — не депортировать из страны. Во избежание неприятностей пострадавшие нелегалы все равно сбегали домой с забинтованными руками и ногами.
Для израильских нелегалов полностью исключена легализация в стране путем брачных объявлений. Регистрацию брака для «смешанной» семьи можно осуществить только за пределами Израиля. Для этого необходимо выехать из страны и пересечь пограничный контроль, а въехать обратно уже не представляется возможным.
Существует другая возможность перейти из категории «нелегального иммигранта» в легального гражданина Израиля. Единственный шанс получить нормальный синий паспорт — это быть матерью солдата, отслужившего в израильской армии без сучка и задоринки. Сегодня в Израиле чуть более половины солдат в форме ЦАХАЛа вовсе не евреи! Многие из них лица без гражданства, приехавшие в страну по принципу «нашему слесарю двоюродный брат» по отцовской линии. Эти ребята служат в армии не только ради официального статуса. Рискуя жизнью, они защищают Израиль. Их матери, находящиеся в стране нелегально, получают свои гражданские права совершенно заслуженно.
С проблемой нелегальных иммигрантов в Израиле борются уже давно. К сожалению, здесь сейчас немало своих безработных, поэтому нелегалы смешивают карты на рынке труда. Пойманные за отсутствие права на проживание в стране люди переполняют тюрьмы в ожидании, что их билет оплатят работодатели, родственники или посольства. Некоторые сидят на нарах годами, проедая сотни государственных долларов.
Для того чтобы скрасить жизнь нелегалам в ожидание депортации, Управление тюрем Израиля объявило тендер для пустующих без туристов отелей. Тендер ставил условие, что центр для задержанных должен придерживаться гостиничных стандартов, а не тюремных. Отныне арестованные нелегалы будут содержаться в отеле «Ренессанс» в древнем городе Назарете, чтобы хоть немного отдохнуть перед отправкой на Родину.
Таким необычным путем власти Израиля «замолвили слово» в борьбе с нелегалами, другое дело насколько успешно и справедливо она будет решена в ближайшее время?
|