До 85% арабов, живущих в Израиле, имеют еврейских предков. Некоторые из них хотят стать "полноценными" евреями, но большинство боятся даже говорить об этом.
"В поисках утраченных десяти колен, мы отправляемся в Индию и Афганистан, но, кажется, забываем посмотреть на их потомков в нашем собственном дворе". Так говорится в новом документальном фильме, рассказывающем об усилиях бывшего пионера хай-тека Цви Мисиная, ищущего еврейские корни у главных врагов Израиля - арабов, и рассказывающего тем об их иудейском наследии.
На свои изыскания Мисинай потратил уже около полутора миллионов шекелей. Они проводились в том числе и в довольно опасных местах, в самой глубинке территорий, находящихся под контролем Палестинской администрации. Но даже там он слышал рассказы арабов, которые помнят, как их деды и бабки соблюдали еврейские обычаи. Кроме того, Мисинай занимается распространением литературы, как для евреев, так и для арабов.
Один из палестинцев признался Мисинаю, что на смертном одре отец поведал ему семейную тайну – о том, что они, на самом деле, евреи. А другой, указав на фотографию святого мудреца-каббалиста, раввина Абухацейра, висящую на стене, говорит, что о еврейских корнях его семья знает в течение нескольких поколений. Развернув то, что некогда, очевидно, было кошерным тфилином, он рассказал: "Мой отец пользовался им, и нас научил надевать его, когда кто-то болен или находится в беде".
Принято считать, что большинство евреев покинули Эрец-Исраэль после неудачного восстания Бар-Кохбы в 135 году. Однако многие остались, и их потомки все еще здесь, хотя и были вынуждены принять ислам.
"Получается, что значительная часть арабов из Эрец-Исраэль, действительно, потомки тех, кто подвергался принудительному переходу в ислам в течение многих лет", - отмечает раввин Дов Штайн из нового раввинского совета - Синедриона. - Есть ряд исследований, которые говорят о том, что 85% арабов в Израиле, являются потомками евреев, другие говорят, что таких меньшинство".
Подобные утверждения отнюдь не новы. Около 100 лет назад лидеры сионистского движения Давид Бен-Гурион и Ицхак Бен-Цви писали: "Если мы исследуем происхождение феллахов (арабских земледельцев), то нет никаких сомнений, что обнаружим: у большинства из них в жилах течет еврейская кровь".
Авторы подразумевали, что эти евреи настолько любили землю, что ради нее готовы были отказаться от своей религии. По всей вероятности, речь идет об указе халифа аль-Хакима, изданном в 1012 году. Халиф приказал немусульманам либо принять ислам, либо покинуть землю Израиля. Предполагается, что 90% евреев выбрали первое, хотя многие продолжали тайно практиковать иудаизм. Постановление было отменено спустя 32 года - видимо, слишком поздно, около 75% действительно обратились в другую веру.
Одно из мест, где Мисинай нашел очень сильные еврейские корни, было бедуинское племя, известное как Сауарка. На всей территории Синая и Негева их насчитывается около 3-4 тысяч человек. И они "все евреи", говорит племенной лидер на великолепном иврите. Они прикрыл свое лицо, не желая показываться перед видеокамерами. "У них не было иного выбора, кроме как сменить веру; это было столетия назад ... Я помню, моя мать и бабушка не зажигали огня по субботам и имели особую микву (ритуальная ванна еврейских женщин для омовений) ..."
Другие, живущие в бедуинской деревни к востоку от Хеврона, также помнят, как их дедушки и бабушки обязательно сжигали небольшой кусок теста (это напоминает библейскую традицию отделят кусочек теста при выпечке хлеба), ставили свечи на могилах, разрывали одежду и устраивали семидневную "шиву" (сидения) по покойникам. В мусульманской практике подобных обычаев нет.
Даже сегодня ритуал обрезания осуществляется у них после семи дней от момента рождения, на восьмой. Многие дома в некоторых арабских деревнях до сих пор имеют на косяках дверей выемки для мезузы, в некоторых их них даже остались шурупы или гвоздики, которыми она крепилась.
В другой деревне к югу от Хеврона Мухаммед Амсалем - потомок испанских евреев, - рассказал Аарону Граноту из журнала "Мишпаха" ("Семья"), что каждый в их городе знает, что он и его клан – евреи. "Наши старейшины говорят, что наши предки пришли на эту землю через Марокко в XV веке, спасаясь от испанской инквизиции. Они поселились в Рамле. Тогда же турки-мамлюки, господствовавшие в Эрец-Исраэль в те времена, заставляли их принимать ислам, и они перебрались на юг Хеврона".
Амсалем говорит, что они решили раскрыть свои еврейские корни после Шестидневной войны 1967 года, когда узнали, что в Хевроне возрождают еврейскую общину. "Но евреи увидели, что мы ничего не знаем об их религиозной практике, и отказались нас принять ... Если еврейское сообщество будет готово принять нас сегодня, мы присоединимся к нему с полным энтузиазмом".
В районе южного хевронского нагорья половина арабов знают о своем еврейском происхождении. Они говорят об этом открыто, но не более того. Один человек, который недавно решился показать серебряную ханукальную менору, доставшуюся ему в наследство от отца и предыдущих поколений, был подвешен террористами за ноги. С тех пор он стал калекой.
Профессор Ариела Оппенгейм, работающая в медицинской лаборатории "Хадаса" при Еврейском университете, провела международное генетическое исследование, которое подкрепляет выводы о еврейско-арабском генетическом сходстве.
"Мы обнаружили, что, несмотря на то, что евреи на протяжении 2 000 лет были рассеяны по всему миру, они сохранили главные отличительные признаки своего еврейства", - рассказала Оппенгейм. - Кроме того, было установлено, что еврейское население генетически удивительно близко арабам, живущим здесь, в Израиле".
Она отмечает, что исследование еще раз показывает: арабы Израиля и евреи являются потомками курдов из Арама в Вавилоне, родины патриарха Авраама.
"Понятно, что мы все из одной семьи", - заключает Оппенгейм. – К большому сожалению, даже внутри семьи бывают конфликты, а иногда и братоубийства. Я очень хочу, чтобы пришло Искупление, но с грустью думаю, что это вряд ли произойдет".
Хилель Фендель, MIGnews.com
|