13 декабря на площади возле арки Дружбы народов еврейская община Киева отметила праздник Хануки.
Только-только над столицей начали спускаться сумерки, как от синагоги к арке Дружбы народов потянулась вереница автомобилей, на которых были установлены меноры с горящими свечами. На саму же площадь подтягивались люди — в основном семьями, причем все три поколения — бабушки с дедушками, родители и внуки.
«Мороз сегодня за щеки хорошо пощипывает (градусник на Крещатике показывал «минус восемь». — Авт.), но в этот день нам запрещено поститься и скорбеть, нужно только веселиться, — заявила корреспонденту одна из бабушек, глава семьи Дора Моисеевна. — Праздник продолжается восемь дней, и дома мы каждый день зажигаем по одной свече. Стараемся больше времени провести вместе, собраться семьей за ужином. Глядя на свечи, каждый из нас задумывается о своем собственном пути в этом мире. Его нам не должны навязывать другие».
Пока мы беседовали, на сцене неожиданно появился мэр Киева Леонид Черновецкий, и, заглядывая в лист бумаги, который он держал в руках, произнес речь. «Свет одной единственной свечи способен разогнать тьму. Тому, кто зажигает ханукальный огонь, Бог дает много сил для свершения добрых дел. Духовный заряд, полученный мною сегодня, я обязательно использую для блага киевлян», — пообещал Леонид Михайлович.
Потом раввин Моше Реувен Асман на двенадцатиметровой меноре от факела зажег ханукальные свечи. Небо в озарилось фейерверком и начался концерт, подготовленный школой искусств при синагоге Бродского.
Прямо на площадь привезли горячие пончики и латкес (оладьи). Согласно традиции в дни Хануки принято есть блюда, приготовленные на масле (оливковом, подсолнечном, кукурузном). Питие в умеренных количествах также не возбраняется. Так что всем желающим наливали по 50—100 граммов сорокоградусной в зависимости от
пола и комплекции.
Лариса Гуторова, "Киевские ведомости"
|