«Еврейский Обозреватель»
АССИМИЛЯЦИЯ
16/59
Август 2003
5763 Ав

СМЕШАННЫЕ БРАКИ ЕВРЕЕВ В XXI ВЕКЕ - АССИМИЛЯЦИЯ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ?

На главную страницу Распечатать

Зиновий КОГАН, председатель Конгресса еврейских религиозных объединений и организаций в России, раввин общины современного иудаизма "Гинейни"

- Смешанные браки - это факт, характеризующий еврейскую общину в России, и мы должны сделать все возможное, чтобы эти семьи стали членами наших общин. Это только усилит наши общины. Поэтому община современного иудаизма "Гинейни" делает все, что может, для того, чтобы такие ассимилированные семьи стали членами этой общины и других общин. Есть много примеров того, как из ассимилированных семей получаются замечательные волонтеры, активные члены общины. Я думаю, это путь к обновлению. Ведь каждое поколение привносит в еврейскую жизнь что-то новое. Ассимилированные семьи вносят новые элементы в жизнедеятельность еврейской общины.

Хаим-Арон ФЕЙГЕНБАУМ, Институт изучения иудаизма под руководством   А .Штейнзальца в СНГ

- Идет ассимиляция. Если у ребенка мать - еврейка,  а  отец - нет, то есть еще надежда, что ребенок вернется в русло еврейской традиции. Но мне кажется, что в результате смешанных браков происходит полное размывание еврейских традиций.

Роман СПЕКТОР, вице-президент Ваада России

- У каждой монетки есть две стороны. Смешанные браки могут иметь исторические тенденции, которые мы наблюдаем с весьма развитым американским еврейством, сохраняющим свое влияние и динамику, несмотря на все пессимистические оценки ультраортодоксов. Видеть в этом исключительно процесс ассимиляции - значит, смотреть на монетку только с одной стороны. Анализ процесса на постсоветском пространстве не дает пока оснований, чтобы смотреть на это с пессимизмом. Поэтому все зависит от жизнеспособности еврейских институтов, от того гуманитарного, финансового и организационного ресурса, который может быть задействован для обеспечения стратегии устойчивого развития еврейской жизни в нашей стране.

Евсей ЦЕЙТЛИН, писатель, редактор ежемесячника "Шалом" (Чикаго)

- Вопрос звучит грустно. Потому что ответ давным-давно известен: смешанные браки ведут к ассимиляции,  а  это - тупик. Главная и безусловная угроза существованию еврейского народа. Об этом много и страстно говорили наши мудрецы. Напоминания об этом - едва ли не на каждой странице нашей истории. Что может изменить здесь XXI век?

 А  "обновление" для еврея всегда связано с другим. Он возвращается к Торе, осознает свою миссию на земле, вслушивается в тихий голос еврейской души, который не может заглушить "цивилизация".

Борис КАМЯНОВ, израильский литератор

- "Смешанные браки" - ассимиляция для евреев и, возможно, обновление для тех народов, к которым относятся их партнеры, смотря, что под словом "обновление" понимать. У евреев нет понятия "смешанный брак"; если еврей живет с нееврейкой или еврейка - с неевреем, Галаха такую связь браком не считает.

Феликс ДЕКТОР, председатель клуба русско-еврейской интеллигенции "Ковчег"

- Умом хотелось бы жениться на еврейке, но сердцу не прикажешь: я с юных лет влюблялся совсем не в еврейских девушек,  а , напротив, в "гоек", ну, в лучшем случае, "полукровок", не особенно вникая, кто там у нее еврей - мама, папа. Лет в сорок остро почувствовал, что остался последним евреем в своем роду: на мне обрывалась нить, идущая от Авраама и Сары! Это стало последним доводом в пользу алии. Сегодня из шести моих внуков пятеро - евреи, что греет душу. Почему - я сам не знаю, но факт.  А  уж обновление это или ассимиляция - не мне решать.

Менахем-Мендл ПЕВЗНЕР, главный раввин Санкт-Петербурга

- По еврейской традиции и закону брак должен быть еврея с еврейкой. Но сейчас везде и в России, в частности, много смешанных браков. Поэтому сегодня задача еврейской общины - привлечь семейную пару к изучению традиций и истории еврейского народа, чтобы они смогли принять решение о переходе нееврейского супруга (супруги) в еврейство и дать детям еврейское воспитание. Смешанные браки - следствие недостатка в еврейском воспитании в течение многих лет. Но надо стараться привлечь этих людей в еврейскую общину, чтобы они стали ее частью.

Элиягу ВАЛК, генеральный директор израильской Ассоциации по изучению еврейских общин

- Для меня смешанные браки что в XXI веке, что в XX, XIX, что в V веке - одно и то же. Евреям заповедано вступать в брак только с евреями. Любое отступление является если и не вероотступничеством, то нарушением канонов. В Соединенных Штатах считают правильным привлекать не евреев в еврейские общины с расчетом на то, что эти люди с течением времени примут иудаизм. Я считаю, что нам не нужны смешанные браки. У нас достаточное количество евреев, чтобы можно было жениться на еврейках и выходить замуж за евреев, чтобы умножать еврейский народ. Если же кто-то хочет перейти в иудаизм, - мы не должны отталкивать гера, прозелита. Но евреи не занимаются миссионерством.

Конечно, если смешанный брак уже совершен, то не еврей, вступивший в него, должен быть принят в лоно еврейской общины с тем, чтобы впоследствии он перешел в иудаизм. Я не вижу тут никакого обновления, смешанный брак - это путь к ассимиляции, если не в первом поколении, то во втором.

Александр ФРЕНКЕЛЬ, директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга

- Я думаю, что вопрос должен звучать несколько иначе: что нужно сделать, чтобы в XXI веке смешанные браки не стали инструментом полной ассимиляции,  а  стали основой обновления нашего народа? Недавно мне пришлось пообщаться с одним молодым петербургским евреем. Узнав, что я работаю в еврейской общине, он не стал скрывать свою глубокую обиду на весь еврейский народ. Жена у него русская, ее родители - потомственные питерские интеллигенты. В семье долго и серьезно дебатировался вопрос, отдавать ли маленькую дочку моего собеседника в еврейский детский сад, открывшийся неподалеку.

Было принято решение отдать - в знак уважения к национальности зятя. Каково же было разочарование и обида всей семьи, когда в детском саду сразу же спросили о национальности матери ребенка и, получив ответ, резко и не слишком вежливо отказали.

Тут проблема даже не в самом отказе. Религиозный детсад семье моего собеседника явно не подходил. Проблема в форме - просто оттолкнули эту семью, ничего не объяснили, не посоветовали обратиться в другой детский сад, более толерантный... Нравится нам это или нет, но смешанные семьи давно составляют большинство практически во всех странах диаспоры. Еврейские общины должны изменить свой подход к ним, необходимо быть максимально приветливыми и открытыми для смешанных семей, разрабатывать и проводить специальные программы их вовлечения и адаптации в еврейскую общинную жизнь. Психология гетто в XXI веке бесперспективна. Национальное выживание в эпоху глобализации требует новых подходов.

Семен АВГУСТЕВИЧ, кандидат психологических наук, руководитель Народного университета еврейской культуры

- Смешанный брак - явление в еврейской истории относительно новое, оно стало заметным лишь со второй половины 1860-х. В то время такой брак преследовал ассимиляционные цели: выйти из социальной приниженности, вписаться в окружающую христианскую культуру, отказавшись от иудаизма как устаревшего и бессмысленного пережитка. Вступая в смешанный брак, еврей тогда ясно понимал, что теряет связь с единоверцами, выходит из еврейской семьи и как бы перестает быть евреем.

Иудаизм того времени отреагировал на рост смешанных браков, с одной стороны, поиском новых форм осмысления своего духовного наследия,  а  с другой - реформизмом, в котором ритуал становился более свободным и менее отличающимся от окружающей культуры.

Создание Государства Израиль и принятие Закона о возвращении, предоставившего детям и внукам смешанных браков,  а  также нееврейским супругам равные права гражданства в еврейском государстве, закрепило новую ситуацию. Смешанный брак становится обычным явлением национальной жизни, не представляющим фатальной угрозы сохранению еврейства. Он перестает быть неизбежно связанным с ассимиляцией и, следовательно, уже не может быть индикатором ассимиляции.

В 60-е годы прошлого века перестройка еврейского образования в Америке дала возможность детям от смешанных браков приобщиться к современной еврейской культуре и традиции,  а  реформистские общины приняли их в свои ряды. Это резко затормозило ассимиляционные процессы и впервые позволило говорить об обновлении еврейской нации.

Аналогичный процесс стал наблюдаться и с начала 90-х годов в СНГ. Сегодня смешанные браки достигли, по разным оценкам, от 70 до 85%. Если еврейская община России найдет в себе силы создать для детей от смешанных браков и нееврейских супругов благоприятные условия для вхождения в общину, для освоения еврейской культуры, то это коренным образом обновит еврейство. Еврейская культура, иудаизм получат мощный импульс, станут привлекательными, притягательными, близкими и понятными.

Сегодня исторические и социальные условия сложились таким образом, что смешанные браки могут служить целям обновления нации. Если евреи не религиозная секта,  а  народ, то смешанные браки не несут фатальной угрозы. Формирование, развитие, воспитание национального самосознания помогает сделать еврейский выбор в соревновании культур.

«Еврейские новости», № 26 (50)
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org