35 лет назад – в июле 1974-го – выдающиеся балетные артисты Галина и Валерий Пановы после нескольких лет, проведенных в отказе, репатриировались в Израиль. «Мы чувствуем себя путниками, вернувшимися домой», – сказали супруги, приземлившись в аэропорту им. Бен-Гуриона.
Многие поклонники с нетерпением ожидали на летном поле, чтобы поздравить артистов с успешным завершением борьбы за выезд в Израиль. Галина первой вышла из самолета, к ней бросилась толпа встречающих с цветами, объятиями и поцелуями. Следом по трапу сошел ее муж, не сумевший сдержать слез.
Валерий Панов (урожденный Шульман), родился в Витебске – прямо напротив дома Марка Шагала. После войны семья переехала в Вильнюс, затем было знаменитое Ленинградское хореографическое училище, где учились Нуреев и Барышников. А вскоре Валерий становится блистательным солистом Мариинского театра, но, после гастролей в США в 1959-м, его никуда не выпускают. Даже в Большой театр, куда он был принят комиссией во главе с великой Улановой, танцору из Ленинграда запретили перейти официальным распоряжением Министерства культуры.
Тем не менее, в те годы он стал почти номенклатурным танцовщиком, без которого не обходился ни один правительственный концерт. Привозят, танцует, и тут же отправляют назад. После роли «Петрушки» композитор Игорь Стравинский подошел к Панову, и сказал, что это было гениально. Артиста стали носить на руках, награждать медалями, премиями, званиями, но никуда не выпускали и не объясняли, почему. Прибавились и неблагонадежные друзья – Высоцкий, Шемякин, потом Ростропович. А после знакомства с Бродским, за артистом начали ходить буквально по пятам.
«Эти запреты и преследования сделали меня «евреем», – вспоминает Панов. – Взял фамилию жены (мне было тогда восемнадцать лет) – солист с фамилией Шульман был не нужен. Раньше я даже не задумывался о своем происхождении. Тем более что моя мама - русская, из старинного дворянского рода Харитоновых». Для отца, атеиста и коммуниста, смена фамилии, была страшным ударом. «Но то, что я согласился, это ведь тоже было результатом его воспитания», - резонно замечает Панов.
В 1972-м Панов подает документы на выезд в Израиль. Ему отказывают и изгоняют из театра. Слежка не прекращается ни днем, ни ночью. Крупные западные политики и выдающиеся деятели культуры организовали целую кампанию по возвращению Валерия на историческую родину. Израильтяне обратились к Барбре Стрейзанд, Жану Луи Барро, Лоренсу Оливье, которые вышли с плакатами к зданиям посольств СССР. В США проходили большие демонстрации, был даже объявлен бойкот Кировского театра за рубежом.
Впоследствии оказалось, что ему присылали контракты из разных стран, чтобы помочь официально выехать, и деньги на жизнь и оформление документов. На имя танцора было перечислено 150 тысяч долларов со всего света! Ему ничего не передавали.
« В последний перед отъездом год, когда я объявил и выдержал голодовку в 24 дня, мне все-таки дали визу и передали деньги из Израиля, – говорит Панов. – Эта сумма в две тысячи долларов казалась невероятно огромной».
Наконец, в 1974 году Валерий Панов приехал в Израиль с мечтой создать театр, чтобы отдать этой стране свой труд и талант. Правда, время для театра еще не пришло. «Все мои друзья, среди которых были Голда Меир, Моше Даян, Ицхак Рабин, баронесса де Ротшильд, говорили в один голос, что не могут помочь мне с организацией собственного театра в Израиле, – говорил артист в одном из недавних интервью. – Напротив, они считали, что я как израильтянин должен ездить по всему миру, быть «посланником балетного искусства» нашей страны. Поэтому я гастролировал, работал по контрактам и своими гастролями я принес нашему государству тринадцать миллионов долларов». Пожалуй, в мире нет подмостков, на которых он не танцевал.
Вернувшись на рубеже веков в Израиль, Панов создает собственный коллектив – «Театр-балет Панов Ашдод». Сегодня театр дает 230 спектаклей в год, в афише и классика – «Шопениана», балеты Серебряного века на музыку Стравинского, и современный репертуар – «Танго», «Пленники варшавского гетто», композиция на песни Высоцкого, с которым Панов был очень дружен.
В балетной школе маэстро танца 160 человек, в труппе – 21 танцовщик, главным образом, репатрианты с хорошим хореографическим образованием.
Несмотря на то, что балетмейстеру удается почти в каждом городе собирать полные залы, финансовое положение театра оставляет желать лучшего. Муниципальной и государственной поддержки недостаточно для декораций, качественного освещения и дорогостоящих костюмов.
Кроме того, недавно Панову отказали в новом Дворце балета, строительство которого было отменено в Ашдоде. Теперь хореограф намерен встретиться с мэром Иерусалима Ниром Баркатом, чтобы обсудить возможный перевод своей танцевальной деятельности в столицу.
И, тем не менее, преодолевая все трудности, 70-летний Валерий Панов продолжает гастролировать, демонстрируя, что израильская публика по-прежнему его любит.
Михаил Гольд
|