Почему светские семьи диаспоры тратят время и деньги, чтобы отпраздновать религиозное совершеннолетие своих детей? Раввин Джей Карцен, который провел около 2000 церемоний бар- и бат-мицвы, знает ответ.
На подъезде к Мусорным воротам Старого города Иерусалима такси останавливается, и его пассажир начинает выгружать свои инструменты - две полных корзины молитвенников и талитов, кучу наборов тфилин, несколько кип, маленький пластмассовый откидной столик, свиток Торы в чехле и два экземпляра собственной книги забавных историй.
Эта сцена повторялась здесь уже сотни раз. Рав Джей Карцен на протяжении последних 23 лет считается «королем» иерусалимских бар-мицв. Около двух тысяч раз проводил он здесь церемонии. Точно он не подсчитывал.
- Каждую бар-мицву я пытаюсь провести так, как будто она у меня первая, - говорит Карцен, 74-летний раввин из Америки.
Он, пожалуй, единственный ортодоксальный раввин в Израиле, занятый в церемониях бар- и бат-мицвы полный рабочий день.
Все же большинство клиентов рава не являются постоянными прихожанами синагоги.
- Люди часто спрашивают меня, являюсь ли я ортодоксальным, консервативным или реформистским раввином, - рассказывает он. - Но вы можете просмотреть все книги ТАНАХа и не найдете там слов «ортодокс», «консерватор», «реформист» или «реконструкционист». Вы найдете там слова «святой» и «радостный». Вот, кто я есть - святой, радостный раввин.
Информация о почтенной репутации Карцена передаются из уст в уста. Клиенты, гиды и турагенты рекомендуют его друг другу. Услуги раввина стоят относительно недорого - 400 долларов за полный пакет (подготовка к бар-мицве и проведение церемонии), 500 долларов - включая участие рава в банкете после церемонии. Клиенты в основном американцы, но встречались евреи из Германии, Франции, Южной Америки, Австралии, Англии и даже Маврикия.
Сегодня у раввина есть постоянное место для проведения церемоний бар- и бат-мицвы. Это тенистая платформа напротив Южной стены, у входа в Иерусалимский археологический парк.
- Самым популярным местом для проведения церемоний является Стена плача, - объясняет Карцен. - Но там очень шумно, к тому же женщины не могут видеть происходящее из-за перегородки, разделяющей мужской и женский участки. Я всегда объясняю, что арка Робинсона - тихое, мирное, и очень святое место, поскольку это - продолжение Стены плача.
Есть и еще одно преимущество Южной стены - там не так строго смотрят на одежду приглашенных.
- Многие люди не понимают, что есть такая вещь, как неподобающая одежда, - говорит Карцен. - Женщины часто не знают, что их головы должны быть покрыты. Если мы идем к Стене плача, я предупреждаю заранее, как люди должны быть одеты. Но у Южной стены я ничего людям не говорю, если они сами меня не спрашивают.
Утром в день своей своей бар-мицвы Грег Прейс из Пасадены (штат Калифорния) прибыл без головного убора, в джинсах и свитере. Хотя он занимался в еврейской школе при консервативной синагоге, к которой принадлежит его семья, с собой он захватил только талит, принадлежащий его отцу, Стиву. (На бар-мицву нужно приносить еще и тфилин. - Прим. переводчика.)
16-летняя Эли открывает сумку для талита и достает розовую, связанную крючком кипу, которую она одевала на свою бат-мицву. Раввин с улыбкой отклоняет ее и водружает на голову Грега черную атласную ермолку.
- Я много думал, проводить ли мне бар-мицву, - объясняет Грег. - Наконец я решил провести ее в Израиле, месте, где живут евреи.
К этому важному для себя дню Грег готовился с кантором своей синагоги.
Родственники со стороны его матери не поехали, однако его дедушка по отцовской линии вырос в Израиле, и их тель-авивская родня была рада возможности встретиться. Они пропустили бат-мицву Эли три года назад, которая состоялась в Калифорнии, и теперь рады оказаться сегодня в группе празднующих родственников.
- Это очень здорово - ведь мы нечасто видимся! - говорит Стив.
- Семья Шерри сможет посмотреть видео, - успокаивает Карцен. Фотограф и видеозапись входят в набор услуг, которые он оказывает.
Рав не ожидает многого от детей и не оставляет чрезмерного простора для импровизации.
- Я не могу контролировать детские способности и таланты, - объясняет раввин. - Когда они встречаются с турагентом, тот говорит им, что раввин скажет им все, что они должны сделать. Они не знают ничего, и мне приходится давать им транслитерированную молитву «Шма, Исраэль!» («Слушай, Израиль!») и благословения для чтения Торы.
Почему же семьи, которые не имеют постоянной связи с еврейством, все же хотят, чтобы их ребенок прошел церемонию бар-мицвы, причем именно в Израиле?
- Они хотят, чтобы их ребенок знал, что они - евреи, - говорит Карцен, собственная бар-мицва которого прошла в 1948 году в Чикаго.
Далеко не всегда дети воспринимают с энтузиазмом обряд религиозного совершеннолетия. Раввину приходится иметь дело с подростками, относящимися к церемонии с неохотой и даже враждебностью. Он помнит одного мальчика, которого его разведенный с матерью отец доставил к Масаде почти против его воли. Мальчик отказался участвовать в бар-мицве.
Сейчас церемония проходит легко. Карцен устанавливает на столике свиток Торы и рассказывает присутствующим о Первом и Втором Храме, после чего распевает вместе с участниками псалмы Давида.
- Три тысячи лет назад царь Давид написал стихи, которые мы поем и сегодня, - говорит раввин. - Он сейчас смотрит на нас сверху и улыбается, потому что Грег представляет собой будущее народа Израиля.
Вместе с участниками церемонии, включая Эли и 10-летнюю Мэдди, Карцен поет «Ам Исраэль хай» («Народ Израиля жив») и «Адон олам» («Господь мира»).
С семьями, соблюдающими религиозную традицию, Карцен проводит полную утреннюю службу, с остальными ограничивается краткой лекцией, церемонией надевания тфилин и вызовом мальчика к Торе. Он также приносит конфеты, чтобы гости по традиции могли кинуть их в ребенка - в знак того, что дальнейшая его жизнь должна быть сладкой.
- Церемония занимает приблизительно час, и я гарантирую, что она не будет скучной, - рассказывает Карцен. - Мы поем, мы танцуем, я рассказываю разные занимательные истории...
Для некоторых семей из диаспоры церемония, проводимая в святых местах Израиля, оказывает большее воздействие, чем дома. Для других это повод избежать смущения перед сотнями гостей. Для семей, не относящихся к определенной синагоге, это способ провести бар-мицву для ребенка - ведь многие общины проводят ее только для детей из их религиозных школ.
В изданной Джеем Карценом книге можно почесть много забавных историй, произошедших во время подготовки к бар-мицве. У раввина спрашивали, можно ли произвести «нерелигиозную бар-мицву», бывают ли синие тфилин, и так далее. Одна семья, в которой сын должен был достигнуть 13-летия только зимой, настаивала на том, чтобы провести бар-мицву летом.
Рав Карцен всегда находит способ найти компромисс.
- Иногда мне кажется, что ребенок, которому родители хотят провести бар-мицву, не является евреем по Галахе, - говорит он. - Я не провожу слишком тщательных расспросов, в конце концов, это не свадьба. Самое худшее, что может случиться - нееврей будет вызван к Торе. Это не так страшно...
Анна Раздольская из Украины, ее муж Ян - из России.
- Мы росли без религии, - говорит Анна. - Поскольку мы были евреями и нас там преследовали, нам разрешили уехать из России в Соединенные Штаты, потому что у нас там были родственники. Но Израиль всегда был частью нашего сердца. Нашей мечтой всегда было привезти сюда наших детей, чтобы показать им, откуда пошли евреи.
Она поворачивается к дочери Марджи, празднующей в Израиле свою бат-мицву, и 17-летнему сыну Рикки:
- Это - ваша земля, где вы можете продолжать нести собственным детям традиции еврейского народа.
«Король бар-мицвы» собирает молитвенники, складывает столик и забирает свиток Торы. Гости помогают ему донести снаряжение до такси у Мусорных ворот.
Джей Карцен не думал, что станет раввином на Святой Земле. Нет, раввином он собирался стать с детства, но они с женой не думали о репатриации до 1985 года.
- Наши двое детей приехали сюда после средней школы - и остались, а мы не хотели быть далеко от них, - повествует рав.
Он также помогает в ритуальных надобностях Ассоциации американцев и канадцев в Израиле. Кроме того, Карцен служит раввином во время круизов, проводимых этой ассоциацией. Но он всегда находит время для того, чтобы поддерживать отношения с теми детьми, которым он проводил бар-мицву.
- Я всегда им говорю: если у вас есть вопросы по иудаизму, пошлите их мне по электронной почте, и я постараюсь ответить в тот же день, - говорит рав.
Абигайль Клейн, Jerusalem Post Перевод Александра Рыбалки,zman.com
|