Следующим президентом Египта – крупнейшей страны арабского мира – может стать глава Службы общей разведки (СОР) Омар Сулейман аль-Рифаи. Его кандидатуру поддерживают как сторонники правящей Национально-демократической партии, так и оппозиция.
До 2000 года оглашение любой информации о руководителе СОР было запрещено цензурой. Однако в последнее время имя Сулеймана появляется в СМИ почти с такой же регулярностью, как имя президента Хосни Мубарака, перевалившего на девятый десяток. По мнению некоторых экспертов, идет целенаправленная PR-кампания, цель которой – «раскрутить» наиболее вероятного преемника нынешнего президента.
В то же время в окружении Сулеймана говорят, что не рады его популярности, так как Мубарак может сместить шефа разведки со всех постов, чтобы расчистить место другому вероятному претенденту на президентское кресло – своему сыну Гамалю.
Верится в это с трудом, поскольку влияние начальника разведки простирается далеко за пределы служебного кабинета и СМИ в этом смысле не исключение. Возглавляемая им спецслужба, среди прочего, курирует важные политические и экономические вопросы, как в самой стране, так и за ее пределами. А сам глава СОР является одной из фигур, наиболее приближенных к Хосни Мубараку. Кстати, дом, в котором проживает Сулейман со своей многочисленной семьей, расположенный в престижном районе египетской столицы Галиополис, находится практически в двух шагах от апартаментов самого президента.
По данным экспертов израильской военной разведки АМАН, Сулейман аль-Рифаи «обладает прагматичным мышлением, инициативен, но при этом является превосходным исполнителем. Одна из главных его черт – полная преданность президенту». Израильские и американские аналитики приписывают ему главную заслугу в нейтрализации вооруженной исламской оппозиции в стране.
Сулейман часто выступает в качестве личного представителя президента Мубарака на переговорах с Израилем, США и арабскими странами. С середины 1990-х именно он курирует израильско-палестинское направление египетской внешней политики.
В своем отношении к еврейскому государству, Сулейман руководствуется исключительно соображениями real politik и не разделяет радикализма многих египетских политиков, занимающих крайне антиизраильскую позицию. Уже после начала интифады Аль-Акса он приложил максимум усилий для достижения перемирия между Израилем и ПА.
Кстати, шеф Службы общей разведки еще в январе 1997 года выступил в качестве одного из инициаторов создания общественной ассоциации «Каир – за мир», в которую вошел ряд известных политиков, интеллектуалов и работников СМИ. Члены этой организации выступили с беспрецедентным призывом – вывести связи с Израилем на уровень подлинного сотрудничества во всех сферах. В конце минувшего десятилетия ассоциация стояла за многими негласными контактами израильского руководства, научных и предпринимательских кругов с представителями различных стран мусульманского мира, с которыми Израиль не поддерживает дипломатических отношений.
С приходом к власти Ариэля Шарона Сулейман несколько раз тайно посетил Израиль, где встречался с премьером, главой МИД, министром обороны и руководством израильских спецслужб. С тех пор он является практически единственным постоянным каналом связи между лидерами обоих государств. По мнению одного высокопоставленного израильского чиновника, «связи с этим человеком имеют первостепенное стратегическое значение для еврейского государства и ситуации во всем ближневосточном регионе».
Несмотря на вес Сулеймана в египетском истэблишменте, есть немало влиятельных фигур, как среди ветеранов египетского МИДа, так и в армейском командовании, которые не хотели бы видеть его на высшем посту в государстве.
Со времен Насера и вплоть до нынешнего лидера Египта во главе этой региональной державы стояли армейские офицеры. Получивший юридическое образование Омар Сулейман – не из их числа.
Но главный соперник Мубарака, безусловно, младший сын Хосни Мубарака – Гамаль, которого за глаза называют Джимми – за приверженность западным идеям и проамериканскую ориентацию. Этот дипломированный экономист, окончивший Американский университет в Каире и восемь лет проработавший в лондонском и каирском отделениях «Бэнк оф Америка» – для многих египтян – олицетворение светского образа жизни. Он выглядит по-европейски, прекрасно говорит по-английски и на данный момент является третьим человеком в государстве после генерального секретаря партии и его заместителя.
Пока, правда, Мубарак-старший отрицает, что готовит из сына преемника, хотя разговоры об этом постоянно циркулируют и в египетском обществе и в зарубежной прессе. А пока вопрос о том, кто возглавит 80-миллионную страну после Хосни Мубарака, остается открытым.
Максим Суханов
|