15-летний Хуссейн – старший сын короля Иордании Абдаллы II – официально объявлен наследником престола. Таким образом, положен конец неопределенности, царившей с 2004 года, когда король лишил этого титула принца Хамзу бен Хусейна.
Любопытно в этой связи, что первым декретом Абдаллы II, взошедшего на престол 7 февраля 1999 года, стало назначение наследником своего сводного брата, старшего сына покойного монарха Хусейна I бен Талала и королевы Нур принца Хамзы. Такова была воля покойного Хусейна I. О причинах, последовавшей через пять лет отставки «кандидата в монархи» не сообщалось.
По иорданской конституции у короля Иордании есть право выбирать наследника либо среди своих детей мужского пола по старшинству, либо среди братьев.
Сам Абдалла II – старший из 11 детей Хусейна бен Талала, тоже в свое время, за неделю до смерти отца, стал весьма неожиданным наследником престола. Обойдя при этом младшего брата Хусейна I , наследного принца Хасана, носившего этот титул 34 года. Положение Абдаллы осложнялось и тем, что он был сыном второй жены Хусейна I – Муны (настоящее имя Тони Гардинер), англичанки по происхождению, дочери британского офицера, которая приняла ислам и была королевой Иордании до развода в 1972 году. Тем не менее, он был коронован, хотя согласно иорданской конституции оба родителя короля должны быть арабами и мусульманами по рождению.
Вообще, неожиданные повороты судьбы характерны для потенциальных наследников иорданского престола. Королю Хусейн I – потомку пророка Мухаммеда в 39-м колене – пришлось стать монархом в 16 лет, после того, как 11 августа 1952 года на секретном заседании, продолжавшемся десять часов, парламент принял отречение его отца – Талала – от престола (тот не смог выполнять свои обязанности по состоянию здоровья).
Все члены королевской династии получили отличное образование, далеко выходящее за рамки традиционной религиозной учености. Хусейн I несколько лет провел в привилегированном британском колледже Харроу, а потом в Королевской военной академии Сэндхерст. Еще в юности он стал одним из лучших саблистов и даже завоевал медаль в соревнованиях по фехтованию, в зрелые годы научился пилотировать все типы самолетов и вертолетов, включая «Боинг-747». Монарх принимал участие в ралли по горным дорогам, в гонках на мотоциклах, увлекался подводным плаванием, фотографией, теннисом, водными и горными лыжами... Его сын, тоже окончивший частную английскую школу, выпускник Оксфорда и Сэндхерста – квалифицированный водолаз, парашютист и пилот, коллекционер оружия и большой знаток японской кухни.
Но не только аристократичные манеры и склонность к красивой (королевской) жизни объединяют стиль правления отца и сына. Известно, что Хусейн I, пытаясь понять чем «дышат» его подданные в городах и селах, переодевался в водителя такси и выезжал по вечерам на старом «форде» на улицы иорданской столицы.
– Эта ночная работа открыла мне глаза на многое, – рассказывал потом монарх. – Ведь пассажиры говорят так, как будто водителя нет за рулем.
Такие поездки король совершал много раз... Возвращаясь под утро в свою резиденцию, он отдавал охране все заработанные деньги.
О «хождениях короля в народ», когда сын Хусейна – Абдалла II – инкогнито в цивильном платье совершает инспекционные визиты в различные государственные учреждения, тоже ходят легенды.
Внук, провозглашенный наследником престола, пока учится в привилегированной Королевской академии в иорданском городке Мадаба – частной школе, входящей в двадцатку лучших средних учебных заведений мира. В нем говорится, что наследный принц может пользоваться всеми правами и привилегиями согласно своему статусу "немедленно".
Эксперты отмечают, что назначение наследника престола не внесет кардинальных изменений в структуру власти. Однако это дает определенное преимущество матери принца – королеве Рании (палестинки из Кувейта) перед вдовствующей королевой Нур (американки ливанского происхождения, принявшей ислам перед замужеством).
Михаил Гольд, jn.com.ua
|