Человеческие кости были обнаружены в ходе строительных работ по возведению новой школы в центре Толедо – старой (до 1561 года) столице Испании. По мнению археологов, останки принадлежат евреям, проживавшим в этом самом еврейском городе страны в XII - XIII веках. После того, как выяснилось, что на этом месте находилось старинное еврейское кладбище, все работы на объекте были немедленно прекращены. Поначалу городские власти хотели перезахоронить останки в другом месте и продолжить строительство, но уступив просьбам Совета раввинов Европы и еврейской общины Испании, мэрия приняла достойное решение — не нарушать покой умерших и построить школу на другом участке.
Согласно традиции, еврейская община Толедо — древнейшая на Пиренейском полуострове. Ицхак Абраванель указал в своем комментарии к Библии, что евреи поселились в Толедо вскоре после падения Первого храма, то есть в VI в . до н. э.
В период мусульманского господства численность еврейства Толедо росла и в XI веке достигла приблизительно четырех тысяч человек. Толедо стал также крупным центром испанских караимов. В западной части города возник большой еврейский квартал, который с 820 г. был окружен стеной и имел собственную цитадель, где могли укрываться его жители. В этом квартале евреи жили до изгнания из Испании в 1492 г.
Община Толедо вскоре стала наиболее значительной в Кастилии и одной из самых крупных в стране; временами ее численность превышала десять тысяч человек (около трети всего населения города). Как свидетельствуют деловые бумаги в XI – XIII вв. местным евреям принадлежали пахотные земли, виноградники и пастбища (которые иногда сдавались в аренду), дома и лавки. Евреи Толедо занимались торговлей, включая куплю-продажу недвижимости, кредитным делом и многими ремеслами; коммерческие сделки и финансовые операции нередко осуществлялись в партнерстве с христианами.
В 1348 г. многие евреи Толедо стали жертвами эпидемии чумы. В 1355 г. христиане и мусульмане атаковали еврейские кварталы города. Однако и в это время некоторые толедские евреи занимали высокие должности: так, казначеем Педро Жестокого (1350–69 гг.) был дон Шмуэль бен Меир а-Леви Абулафия, подпись которого стоит на нескольких королевских указах.
Свыше восьми тысяч евреев погибли в 1366–69 гг., во время войны между Педро и его сводным братом, когда город несколько раз переходил из рук в руки. В июне 1368-го Педро приказал продать все имущество толедских евреев, дабы выручить миллион золотых; община была разорена.
В XI – XIV вв. Толедо был крупным центром еврейской учености и литературного творчества: здесь жили поэты Иегуда а-Леви, Моше бен Яаков Ибн Эзра, каббалист Тодрос бен Иосеф а-Леви Абулафия, законоучители Иона бен Аврахам Геронди, Менахем бен Зерах, Ашер бен Иехиэль. Местные евреи и выкресты перевели с арабского языка на разговорный испанский язык, а с него на латынь ряд трактатов по математике, астрономии и другим дисциплинам.
После того, как Фердинанд и Изабелла издали 31 марта 1492 г. указ об изгнании из Испании всех евреев, некоторые еврейские семьи, жившие в Толедо, крестились, остальные покинули город. Принадлежавшая евреям недвижимость (включая синагоги) была продана казной или передана церкви, монастырям и представителям знати. В продажу пошли и надгробия с еврейского кладбища.
В 1485–86 гг. в городе состоялось пять аутодафе, в ходе которых около четырех тысяч человек из Толедо и его окрестностей были сожжены или прошли обряд возвращения в лоно церкви. Дошедшие до наших дней судебные дела 85 новых христиан, казненных в Толедо с 1485 г. по 1660 г., показывают, что среди них были как образованные люди, занимавшие в обществе высокое положение (например, Хуан де Пинеда, командор ордена святого Яго и его представитель при папском дворе), так и простые ремесленники.
В Толедо, в отличие от других городов Испании, сохранилось немало памятников еврейской культуры. В их числе здание синагоги Ибн Шошана и великолепной синагоги, построенной в 1357 году, в которой размещается сегодня музей истории испанского еврейства); дом дона Шмуэля (ныне Музей Эль Греко), надгробия Иосефа Ибн Шошана, Ионы бен Аврахама Геронди и многих других.
История не сохранила имена людей, чьи останки были найдены на строительной площадке. Тем не менее, в современной Испании не забыли о вкладе еврейских сограждан в испанское общество и умеют чтить общую историю обоих народов. Подтверждением этому стало участие в церемонии захоронения представителей федеральных и местных властей.
Максим Суханов, jn.com.ua
|