Презентация туристического маршрута «Смиловичская мозаика» прошла на днях в Беларуси. Главная достопримечательность поселка Смиловичи Червенского района Минской области – экспозиция, посвященная одному из самых известных представителей Парижской школы живописи Хаиму Сутину.
«Выставка стремится познакомить посетителей не только с творчеством Сутина, который родился и вырос в Смиловичах, но и с бытом евреев в конце XIX – начале XX веков», – говорит директор Музея истории и культуры евреев Беларуси Инна Герасимова.
Хаим Сутин – десятый из одиннадцати детей нищего портного Залмана – родился в 13 января 1893 года. С детства мальчик рисовал на стенах углем, воровал у матери кухонную утварь, чтобы продать ее и на вырученные деньги накупить себе цветных карандашей. Отец и старший брат били его, не понимая мечтательности, неприспособленности к жизни и непреодолимой тяги к рисованию.
Со Смиловичами связана история (правдивая или нет – судить не нам), круто изменившая судьбу Хаима. Здесь подросток рискнул написать портрет раввина, за что (помня о запрете изображать все «имеющее душу») его жестоко избил сын раввина, еврей-мясник. Залман Сутин подаёт в суд и мясника заставляют заплатить отцу художника 45 рублей (по другим сведениям 25), часть из которых достаётся Хаиму. Этот первый гонорар будущего художника позволил ему поехать в Минск – в школу рисования Янкеля Кругера. А тот, в свою очередь, дал 15-летнему мальчику рекомендацию в художественную школу Ивана Трутнева в Вильно, откуда Сутин через три года перебирается в Париж.
В столице мирового искусства, голодный и оборванный, Хаим Сутин отправляется прямиком в «Улей» – знаменитое общежитие для художников-бунтарей со всего света. Просто выжить в эти первые месяцы в Париже, уже было подвигом для стеснительного парня, не говорившего по-французски, да и русским владевшим постольку поскольку. Спасла его лишь фанатичная страсть к живописи.
Илья Эренбург, бывавший в те годы в парижском кафе «Ротонда», вспоминал: «Неизменно в самом темном углу сидели Кремень* и Сутин. У Сутина... были глаза затравленного зверя, может быть, от голода. Никто на него не обращал внимания. Можно ли было себе представить, что о работах этого тщедушного подростка, уроженца белорусского местечка Смиловичи, будут мечтать музеи всего мира?»
Сутин провел в «Улье» семь или восемь лет. Пытаясь заработать на хлеб, он пытался устроиться грузчиком, декоратором, чернорабочим, натурщиком, но его отовсюду выгоняли за полную неспособность к какой-либо деятельности, кроме живописи.
Он колотил по ночам в двери соседей, требуя, чтобы ему дали хоть кусок хлеба. Но раздобыв пару селедок и луковицу, немедленно брался за натюрморт и, хотя его рассудок мутился от голода, не притрагивался к еде, пока не доводил работу до конца. Соседи разбегались, не в силах вынести запах разлагавшегося мяса, которое Сутин в жаркие летние дни приносил для натюрмортов с бойни, расположенной по соседству с «Ульем».
Со всеми он пытался расплачиваться своими картинами, даже с полицейским, который с пониманием отнесся к нему в участке (Сутина доставили в полицию, когда обнаружили спящим в мусорном ящике). «Абсолютно дикий человек», – так охарактеризовал Сутина один из современников.
В 1915 году в жизни художника происходит событие огромной важности: он знакомится с Амедео Модильяни. Подружились они мгновенно. Модильяни представил Сутина коллекционеру Леопольду Зборовскому и скульптору Оскару Мещанинову. Оба окружили художника заботой: Зборовский начал выставлять картины Сутина, Мещанинов предоставил ему свою мастерскую.
Именно у Зборовского полотна Сутина в 1922 году увидел американский коллекционер Альберт Барнс и разом скупил все работы. Так к Сутину пришли известность и благосостояние: последовали успешные выставки в Париже, Чикаго, Нью-Йорке, Лондоне, появилась отличная мастерская с видом на Сену.
Начало войны застает художника в Париже. Ему предлагают уехать в США, но он остается и даже пытается записаться добровольцем на фронт, получив, впрочем, отказ – здоровьем Хаим никогда не отличался. Весной 1941-го друзья, спасая Сутина от нацистов, снабдили его фальшивыми документами и помогли укрыться в маленьком городке в Нормандии.
Летом 1943-го у художника резко обострилась язва желудка и потребовалась срочная операция. Он скончался от перитонита, когда его, спрятанного в похоронном катафалке, тайно перевозили в Париж, где ждал хирург, согласившийся срочно прооперировать еврейского больного.
Похоронили Сутина по тем же фальшивым документам на кладбище Монпарнас. Прийти проводить его не побоялись лишь несколько человек, среди которых был Пабло Пикассо.
На аукционах «Кристи» в начале 1990-х цены на работы Сутина измерялись миллионами долларов. В числе счастливых обладателей его картин – семья Чаплина, владельцы издательского дома Gallimard, потомки Шагала, Фрэнсис Форд Коппола.
В феврале 2007 года, после того как на Sotheby's его полотно «Мужчина в красном шарфе» было продано за 17 млн. долларов, обойдя фаворита аукциона – картину Огюста Ренуара «Две сестры», Сутин становится одним из самых дорогих художников мира.
Естественно, что у организаторов экспозиции в Смиловичах «Пространство Хаима Сутина» большие планы, связанные с развитием турбизнеса – музей этот должен стать частью туристического маршрута, предлагающего посещение еврейского, католического и мусульманского кладбищ, Леденского монастыря, родины композитора Станислава Монюшко и музея льна.
Еврейская община Беларуси подарила экспозиции фрагмент Торы, найденной на чердаке одного из жилых домов в Смиловичах, которая пролежала там около 65 лет.
*Пинхус Кремень – французский художник, уроженец Беларуси
Михаил Дор
|