"Тихий трансфер" - так можно назвать процесс вымывания христианского населения Ближнего Востока: ежедневно отсюда уезжают семьи арабов-христиан. С учетом самой низкой рождаемости в регионе, через 15 лет на Ближнем Востоке почти не останется христиан, разве что малочисленная и забитая община египетских коптов.
К кому обращался папа Бенедикт XVI в Палестинской автономии? К мусульманам, которые не могут смириться с тем, что рядом с ними живут христиане и евреи? Несчастные христиане не сумели создать свое государство, и поэтому у них нет шанса выжить в мусульманских странах, или в таком "мультиконфессиональном" государства, как Ливан. В прошлом их защитником был арабский национализм, и они были самыми рьяными поборниками и лидерами панарабизма. Но сегодня, когда главный фактор жизни на Ближнем Востоке - религиозный или политико-религиозный, жизнь христиан становится невыносимой.
И в этом гигантское отличие христиан от евреев, которые сохранили себя в рамках еврейского национализма и национального государства с народной армией.
В Израиле, в Святой земле, христиане превратились, с демографической точки зрения, в маргинальную группу - среди арабского населения их всего 8%, а в общем составе всего 1,5% (имеются в виду арабы-христиане, а не христиане-члены семей репатриантов и пр.) В 2006 году арабов-христиан было 10% - заметное уменьшение. Сегодня их насчитывается около 100 тысяч и впервые в истории по численности их община уступает даже друзам.
Почему это происходит?
Из-за массовой эмиграции, вызванной гонениями со стороны мусульман, особенно в смешанных деревнях, и чувством, что государство недостаточно их защищает.
Вторая причина - низкая рождаемость. Если у мусульман она 3,9 ребенка, у евреев - 2,9, у друзов - 2,5, то у христиан всего 2,1. В конце Британского мандата христиане составляли 10% населения Палестины. В 1949 году среди не-еврейского населения их удельный вес был 21%.
В Иерусалиме сегодня проживает 15 тысяч христиан (2% населения города), а в 1946 году их было 31 тысяча (19%). В действительности это число еще меньше, так как в 2% включаются и русские, монахи и другие христиане неарабы.
Арабов же христиан всего 12500, или 1,6% городского населения. Результат - пустые церкви, исчезающая община, социальная катастрофа.
В Палестинской автономии (включая Газу) из 3-миллионного населения христиане составляют лишь 1,5% - около 50 тысяч человек. Это чудовищная цифра! В прошлом христиан там было намного больше. Куда подевались палестинские христиане? Они эмигрировали.
В Бейт-Лехеме и Нацерете, городах с христианским большинством в прошлом, теперь преобладают мусульмане. (76% жителей Нацерета - мусульмане). Трудно поверить, что после Шестидневной войны жители Бейт-Лехема просили присоединить его к Иерусалиму, под власть Израиля! Сегодня в этом городе властвует ХАМАС.
А что остается делать христианам под властью ХАМАСа, с его унижениями, запретом есть в Рамадан и обязательным ношением традиционного платка для женщин? Бежать.
Куда они бегут? В Чили. В столице этой страны Сантьяго живет сегодня около 70 тысяч палестинских христиан. Туда перебралась целая община, и продолжает перебираться каждый день. Одна семья тянет за собой другую.
Великолепные церковные школы потеряли всякий смысл. Из-за отсутствия учеников, церкви берут в свои школы все большее количество мусульманских детей. Сегодня мусульмане составляют большинство учащихся христианских школ Палестинской автономии! Родители охотно посылают своих детей в эти школы - христианское образование всегда считалось лучшим, что, конечно, не мешает им сохранять свое мусульманство.
По официальным данным, в Израиле имеется 17 католических школ, в которых учится 13,576 христиан (62,6%) и 8,095 мусульман (37,4%) В Палестинской автономии есть 18 католических школ. Учатся в них 7,271 христиан (46,1%) и 8,493 мусульман (53,9%). Спрашивается, кому нужна система образования, если нет общины?
Христрианско-маронитская община когда-то правила Ливаном, но те времена в прошлом. После договора Таеф христиане утратили гегемонию и сегодня живут под угрозой со стороны шиитов и "Хизбаллы". За последние десятилетия около миллиона ливанских христиан эмигрировали, почти у всех есть родственники в Европе, Америке.
По последним опросам, почти половина маронитов, самой крупной христианской общины Ливана, думают об эмиграции. Около 100 тысяч подали документы в посольства иностранных государств. 60 тысяч ливанцев покинули страну после Второй ливанской войны. Это чудовищные цифры, которые могут снова ввергнуть Ливан в гражданскую войну, так как новая демографическая ситуация оправдывает требования мусульман, в первую очередь шиитов, по перераспределению власти и силовых структур. В Ливане сегодня живет от миллиона до полутора миллионов христиан.
В тяжелейшем положении оказались христиане Ирака после падения режима Саддама Хусейна - и сунниты и шииты хотят вытеснить их из страны.В феврале прошлого года в Ираке был похищен и убит халдо-католический архиепископ Мосула Павел Фарадж Раххо. 850-тысячная христианская община Ирака (28 млн. населения) дорого заплатила за свержение Саддама Хусейна и партии Баас. Эта община занимала прочные позиции в иракском обществе, но в анархии, которая воцарилась в стране, убийства, похищения с целью выкупа, изнасилования, ограбления и поджоги церквей стали повсеместным явлением. Среди трех миллионов беженцев, хлынувших из страны, были 100 тысяч христиан.
В Египте, где растет популярность радикального ислама, христианам тоже живется все хуже. Копты составляют 6-10% 80-милионного населения страны. В прошлом месяце вновь вспыхнули волнения в Александрии - сотни мусульман забросали камнями христианские лавки. Поводом послужил слух о том, что хозяин магазина копт убил своего работника-мусульманина. Копты жалуются, что государство их не защищает, а официальный Каир делает все, чтобы скрыть их страдания.
Правительство Египта воспользовалось "свиным гриппом" и под шумок извело все свиное поголовье - 320 тысяч свиней, которые составляли одну из главных статей дохода общины коптов-христиан.
При такой печальной действительности и еще более грустных прогнозах, что остается делать папе римскому в пространстве враждебного ислама? Несет ли понтифик хоть какую-то надежду, может ли он защитить братьев по вере на Ближнем Востоке?
На наше счастье, у нас, евреев, есть свое государство. А тем, кто призывает к превращению еврейского государства в "государство всех граждан", будет полезно изучить историю христианской общины, которая не создала своего государства и теперь расплачивается за близорукость своих дедов.
Гай Бехор, zman.com Перевод Олега Кременчугского
|