«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
4/191
Май 2009
5769 Ияр

ЦАХАЛ ИДЕТ ПО СЛЕДУ

На главную страницу Распечатать

Однажды дочь моих близких знакомых обратилась ко мне с просьбой ответить на несколько интересующих ее вопросов. Большинство ее вопросов касалось иудаизма – соблюдения субботы, правил поведения девушек в религиозной среде, законов кашрута и т.д. Эта девушка выросла в Израиле, училась в израильской школе, но ее невежество в области еврейской истории и культуры меня поразило...

Однажды дочь моих близких знакомых обратилась ко мне с просьбой ответить на несколько интересующих ее вопросов. Большинство ее вопросов касалось иудаизма – соблюдения субботы, правил поведения девушек в религиозной среде, законов кашрута и т.д. Эта девушка выросла в Израиле, училась в израильской школе, но ее невежество в области еврейской истории и культуры меня поразило. Она, к примеру, не знала, что у евреев принято зажигать перед субботой свечи, не говоря уже о словах благословения, которые при этом произносятся…

Интерес девушки из светской семьи к иудаизму оказался не случайным – как выяснилось, она собиралась "откосить" от службы в армии под тем предлогом, что является ультраортодоксальной еврейкой. Поняв, что она попросту намерена обмануть ЦАХАЛ, я отвечал на ее вопросы крайне неохотно, исключительно для того чтобы сохранить добрые отношения с ее родителями, и наша беседа оставила у меня неприятный осадок. Впрочем, я был уверен, что в раввинатском суде, куда моя "ученица" направлялась для получения нужной ей справки, ее быстро уличат во лжи. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что она таки получила желанное освобождение от службы и стала спокойно готовиться к поступлению в университет.

Как выяснилось, дочь моих знакомых не единственная в своем роде. Сотни, если не тысячи, юных израильтянок в последнее время уклоняются от службы в армии под предлогом того, что ведут религиозный образ жизни. Причем многие из них настаивают на том, что они являются не просто религиозными,   а  принадлежат к общине ультраортодоксов. Это позволяет им отказаться и от альтернативной службы.

- Да кому она нужна, эта служба?! – саркастически усмехнулась дочь моих знакомых, когда я поинтересовался, почему ее не устраивает этот вариант. – Сколько они мне дадут за два года пахоты на государство? 11 тысяч шекелей?! Да я эти деньги за полтора-два месяца работы официанткой заработаю!

В ЦАХАЛе не скрывают, что уклонение девушек от службы в армии "по религиозным мотивам" приняло в последнее время массовый характер. В ходе последнего призыва число уклонисток составило 36%, то есть более трети. Это при том что доля религиозного населения в стране составляет примерно 20%, и приблизительно такова же доля действительно религиозных девушек призывного возраста. Значит, есть все основания подозревать, что около 16% призывниц попросту вводят ЦАХАЛ в заблуждение. Если раньше это были, в основном, девушки из местной богемы, то есть те, кто к 18 годам уже начал делать карьеру на эстраде или в кино, то теперь к ним присоединились и их обычные сверстницы, по той простой причине, что им не хочется "терять" два года жизни на службу в армии. Причем, как опять-таки говорят в ЦАХАЛе, в последнее время заметную часть уклонисток составляют девушки из русскоязычных семей.

- Когда декларацию о том, что она ведет религиозный образ жизни, приносит призывница, всю жизнь проучившаяся в религиозной или государственно-религиозной школе и проживающая в религиозном районе того или иного города, оснований подозревать ее в обмане нет, - объясняют в армии. – Но если речь идет о юной особе, живущей, скажем, в кибуце, известном своим демонстративным антиклерикализмом, или об учащейся той или иной школы искусств, такие основания у нас есть. Это, конечно, не значит, что в том же кибуце или школе искусств не могут появиться люди, решившие "вернуться к ответу", но в столь массовое возвращение верится с трудом…

Сегодня для того чтобы получить освобождение от службы в армии по причинам религиозного характера, девушке достаточно принести на призывной пункт справку из раввинатского или даже обычного мирового суда. В этом суде она, в свою очередь, должна продекларировать, что является религиозной еврейкой, то есть соблюдает кашрут, субботу и следует образу жизни, предписываемому еврейской религией. И вот, пролистав пару-тройку книжек по иудаизму, о традициях и законах которого она до сих пор не имела понятия, позаимствовав на денек у подруги длинную юбку и скромную кофточку с рукавами, девица эта направляется в раввинатский суд, где под присягой произносит необходимую декларацию.

Недавно для борьбы с этим явлением ЦАХАЛ нанял сразу несколько частных сыскных агентств, сотрудники которых должны подтвердить, что девушки, о которых идет речь, лгут. Но каким образом это можно сделать?

- Понятно, что довольно сложно уличить объект слежки в нарушении кашрута – мы же не можем заглянуть внутрь бутерброда. Можно, конечно, зафиксировать тот момент, когда данная особа находится за столиком некошерного ресторана, но иди знай, когда она туда пойдет, - рассказывает частный детектив  А .Г. - Понятие "образ жизни, предписываемый еврейской религией", тоже весьма растяжимое. Значит, остается уличить ее в нарушении святости субботы. Как правило, получив от ЦАХАЛа личные данные и фотографию "объекта", мы проделываем определенную предварительную работу. Сегодня, благодаря наличию интернета, это нетрудно. Если, скажем, на сайте facebook мы находим фотографию данной девицы в мини-юбке и открытой кофточке, у нас появляется уверенность, что полученный заказ будет выполнен. Мы, бывало, обнаруживали в интернете фотографии "религиозной" девушки, на которых она снята обнаженной,  а  бывало, через два дня после того как девушка получила справку от религиозного суда, находили ее имя в списке участниц местного конкурса красоты. Понятно, что подобное поведение никак не совместимо с представлением о религиозном образе жизни, но все это еще не доказательство. Доказать, что она солгала, чтобы не быть призванной в армию, значит уличить девушку в нарушении субботы, так как подобное нарушение и традиции иудаизма уж точно совершенно несовместимы. Вот и приходится по субботам часами дежурить у их домов. В принципе, для такого доказательства достаточно запечатлеть на фотопленку, как она после начала субботы садится в машину. Однако, как правило, наша добыча оказывается куда богаче. Лично мне не раз удавалось запечатлеть девушку, уклонившуюся от призыва, в то время, когда она вместе с родителями бродит в субботу по торговому центру, сидит в баре в провокативном наряде в окружении парней, целуется со своим другом и т.д. Однако бывает и так, что суббота оказывается потерянной. Но далеко не всегда не по той причине, что девушка и в самом деле стала религиозной,  а  потому, что субботнюю ночь она провела у своего парня. Видимо, они вместе молились…

Примечательно, что уклонистки знают: за ними могут следить,  а  потому многие из них в первые месяцы после получения необходимой справки ведут себя крайне осторожно. Однако после того как день, когда они должны были приступить к армейской службе, остается позади, девушки расслабляются, вот тогда и следует приступать к наблюдению за ними. Впрочем, в ЦАХАЛе честно признаются, что разоблачение и уж, тем более, наказание очередной конкретной уклонистки отнюдь не является самоцелью.

- Получив от частных детективов документальное подтверждение того, что наши подозрения оправдались, мы вызываем девушку на беседу и объясняем ей, что ложная присяга в суде - такое же уголовное преступление, как дача ложных свидетельских показаний, и за это полагается тюремное наказание, - рассказывает один из офицеров, работающих на призывном пункте "Тель-а-шомер". – Как правило, после этого девушка признается в том, что она действительно пыталась обмануть армию, и заверяет нас в своей готовности нести воинскую службу. Мы, кстати, не только не скрываем, что работаем с частными детективами и следим за теми, кто отлынивает от службы в ЦАХАЛе, но и всячески рекламируем это. Понятно, что мы не можем установить слежку за каждой уклоняющейся от призыва девицей – на это не хватит никакого бюджета. Но если призывницы будут знать, что за ними могут следить и, в случае изобличения, они будут сурово наказаны, многие трижды задумаются перед тем как идти в раввинатский суд и врать там, что они ведут религиозный образ жизни.

Стоит заметить, что данная проблема является составной частью давно уже идущего в израильском обществе спора о том, не следует ли вообще отменить обязательную службу в армии для девушек. Да, выдавать себя за религиозного человека, когда ты ведешь светский образ жизни, обманывать судей и армию, безусловно, аморально. Но, с другой стороны, морально ли принуждать девушку служить в армии, если она сама этого не хочет?! Неужели наша армия не может обойтись без представительниц слабого пола, тем более что лишь единицы из них способны служить в боевых частях?

Как всегда, по этому поводу есть две противоположные точки зрения.

Согласно первой из них, сама служба девушек в армии стала неотъемлемой частью израильского этического кода, одним из тех китов, на которых стоит наше общество. Отказ от него будет означать еще один удар по тем базовым моральным ценностям, на основе которых строилось еврейское государство,  а  подобные удары никогда даром для общества не проходят. Кроме того, израильская армия и в самом деле нуждается в девушках - они работают в ЦАХАЛе не только подавальщицами кофе офицерам, но и выполняют огромную работу в разведывательно-информационной службе, Службе тыла и других частях, что позволяет не снимать юношей со службы в тех же боевых подразделениях.

С другой стороны, не устарел ли этот пункт израильского этического кода? Может, если сделать армейскую службу для девушек добровольной, количество призывниц уменьшится не столь заметно, как предполагают в отделе кадров ЦАХАЛа, и вместе с тем никому не нужно будет обманывать государство? Понятно, что в этом случае условия службы девушек в армии и их демобилизации должны быть значительно улучшены, и служба эта должна давать им реальные льготы и преимущества на всю последующую жизнь по сравнению с теми их сверстницами, которые от такой службы отказались…

Словом, вопрос этот совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Ну  а  пока тем, кто решил отвертеться от призыва в армию, ссылаясь на религиозный образ жизни, следует, видимо, задуматься, стоит ли это делать. Ведь они могут оказаться в весьма неприятной ситуации…

Петр Люкимсон, «Новости недели»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2009 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org