Традиционная левантийская беспечность и то и дело бросаемое через плечо «йхъе беседер» («все будет в порядке») давно стали визитной карточкой израильского общества. При этом до последнего времени все-таки оставался общественный институт, где серьезность поставленных задач и ответственность (как это ни громко звучит) за судьбы страны, не допускала расчета на «авось». Речь идет, разумеется, об армии...
Традиционная левантийская беспечность и то и дело бросаемое через плечо «йхъе беседер» («все будет в порядке») давно стали визитной карточкой израильского общества. При этом до последнего времени все-таки оставался общественный институт, где серьезность поставленных задач и ответственность (как это ни громко звучит) за судьбы страны, не допускала расчета на «авось». Речь идет, разумеется, об армии.
Все это, к сожалению, в прошлом. На днях разразился свежий скандал – прохожий обнаружил на свалке кипы бумаг, которые при ближайшем рассмотрении оказались секретными документами. Среди них – военные шифровки, сведения о персональном составе летчиков, принимавших участие в недавней операции «Литой свинец», полный список объектов в секторе Газа, уничтожение которых планировалось в ходе антитеррористической кампании и пр. Факт сам по себе вопиющий. Но еще парадоксальнее то, что обращение сознательного гражданина к армейским чиновникам было просто проигнорировано. Лишь после огласки в прессе, те пообещали провести служебное расследование и наказать виновных по всей строгости закона, подчеркнув, что «речь идет о единичном случае». Что, мягко говоря, неправда.
Итак, навскидку… В 2006-м, подростки, залезшие в заброшенный дом в Тель-Авиве, обнаружили там секретные документы Министерства обороны Израиля – карты, схемы и подробные планы как секретных военных баз, так и главного командного пункта в Тель-Авиве, расположенного недалеко от пустующего здания, где раньше квартировала военная часть.
В том же году полковник армейской разведки (АМАН) потерял ноутбук с данными, имевшими высший уровень секретности. Более того, он не сообщил о потере военной полиции. Компьютер нашли взломанным несколько дней спустя. Несмотря на требования отдела информационной безопасности, никакой защиты на ноутбуке, естественно, установлено не было.
Кражи компьютеров с секретной информацией вообще стали бичом для служб безопасности. Нарушая приказ начальника Генштаба, офицеры уносят домой лэптопы или оставляют их в машине. В 2004 году на следствии по делу офицера штаба Центрального округа, потерявшего ноутбук, выяснилось, что был украден и жесткий диск из его офисного компьютера. Незадолго до этого неизвестные украли сотовый телефон из автомобиля главы службы внешней разведки «Моссад». Представляю их физиономии в ходе знакомства с адресной книгой.
В 2007-м израильский дипломат просто забыл в парижском отеле консульские штампы и массу других документов, в том числе диск с внутренними инструкциями израильского посольства. Кстати, консульский штамп (специальная наклейка в паспорт), позволяет беспрепятственно и бесконтрольно пересекать израильскую границу.
Еще плачевней могла окончиться потеря израильским офицером сверхсекретных документов в Хевроне, содержавших такую информацию, как кодовые имена, используемые различными подразделениями в ходе радиосвязи. К счастью, бумаги нашел еврейский поселенец, а не один из местных активистов ХАМАСа или «Исламского джихада».
Анекдотический случай произошел во время учений на Голанских высотах, когда оставленные без присмотра секретные инструкции по использованию новейших американских зенитно-ракетных комплексов, только что полученных ЦАХАЛом, порывом ветра занесло на сирийскую территорию.
Но верхом халатности стала, наверное, история с оставленным у одного из предприятий Реховота танком, экипажу которого понадобилось «на секундочку отлучиться». «Секундочка» длилась около десяти минут, в течение которых танк стоял у тротуара на виду у многочисленных прохожих. В скобках заметим, что «Меркава-4» считается столь секретной разработкой, что военная цензура запретила СМИ публиковать фотографии внешнего вида этой модели. О том, что любой зевака может подняться на башню, осторожные цензоры и подумать не могли.
Все это было бы смешно, если бы речь, как практически каждый раз уверяют армейские спикеры, шла о единичном случае. А в остальном, как и всегда, полный беседер.
Михаил Гольд, jn.com.ua
|