«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
3/190
Февраль 2009
5769 Шват-Адар

ЕВРЕИ   В  МЕКСИКЕ

ВИКТОР СНИТКОВСКИЙ

На главную страницу Распечатать

История мексиканского еврейства начинается  в  XVI  в . Испанские марраны принимали участие  в  завоевании Мексики отрядом Кортеса  в  1519–21 гг.  В  то время испанские власти разрешали переселение  в  Мексику только католикам, но марраны селились там по фальшивым документам.  В  1528 г. несколько марранов были сожжены на первом аутодафе.  В  период испанского господства — XVI — начало XIX века, полторы тысячи марранов были обвинены инквизицией  в  тайном исповедовании иудаизма, из них около 100 человек были сожжены и почти столько же умерли  в  застенках инквизиции после пыток.

 В  то же время марраны принимали участие во всех областях жизни, занимали государственные и религиозные должности, играли решающую роль  в  развитии торговли и ремесел Мексики.

 В  Испании опубликованы документы из архивов инквизиции,  в  которых говорится, что  в  середине XVII века  в  Мехико евреев, тайно исповедовавших иудаизм, было больше, чем католиков. Эти данные, вероятно, преувеличены. Однако доля правды  в  них есть. К концу XIX века проживавшие  в  Мексике марраны  в  значительной мере ассимилировались. Однако многие современные мексиканцы до сих пор считают себя потомками евреев.

К моменту провозглашения независимости Мексики  в  1821году  в  стране проживало немного евреев. Но каких! Например, Мигель Идальго-и-Костилья, отец мексиканской независимости, был потомком марранов. Еврейских предков имел и Бартоломе Лас Касас, священник, боровшийся с колониальным правительством за освобождение рабов  в  Новой Испании (ныне Мексика). Получается, что главное «достижение» инквизиции — высылка евреев сначала из Испании, а затем из Португалии,  в  итоге привело к тому, что Испания потеряла свою колонию  в  Новом Свете!

 В  1824 году еврейский банкирский дом Голдсмитов  в  Англии предоставил Мексике первый иностранный кредит.

 В  1825–35 годах  в  Мексике появилась группа евреев из Германии.  В  правление императора Максимилиана Габсбурга (1864– 1867гг.)  в  Мексику прибыло много евреев из Франции и других стран Европы. Еврейское население страны того времени было  в  значительной степени ассимилировано и состояло  в  смешанных браках.

Еврейские иммигранты привозили с собой  в  преимущественно аграрную страну капитал и деловые навыки. Они стали ядром среднего класса.  В  1884 году президент Порфирио Диаз пригласил  в  страну еврейских банкиров. До их появления банков  в  стране не было.

 В  конце XIX века  в  Мексику прибыли евреи из России, а  в  1899 г. — из Сирии.  В  том же году начал издаваться сефардский еженедельник.  В  начале ХХ века  в  Мексику иммигрировало значительное число евреев из общин стран Средиземноморья.  В  1912 г. была основана совместная организация ашкеназских и сефардских евреев — «Альянса Монте Синай», занимавшаяся обеспечением религиозных и социальных нужд евреев Мексики и обучением их ивриту. Первое еврейское кладбище  в  Мексике было открыто благодаря личным связям руководителей общины с президентом Ф. Мадеро.

Во время Мексиканской революции (1913–1917), сопровождавшейся дестабилизацией экономики, часть евреев покинула страну. С принятием  в  1917 году либеральной конституции еврейское население Мексики вновь начало увеличиваться.

После Первой мировой войны и до 1924 года, когда въезд еврейских иммигрантов из Восточной Европы  в  США был затруднен, Мексика служила им перевалочным пунктом. Некоторые все же осели  в  Мексике, где занимались торговлей вразнос и на рынках. Введенная евреями система торговли  в  кредит была положительно воспринята особенно малообеспеченными слоями населения.

 В  1929 году был основан еврейский банк — «Банко Меркантиль»,  в  1931 г. — еврейское торговое объединение «Камара де комерсио исраэлита». Экономический кризис 1929–30 гг. привел к росту антисемитизма  в  Мексике. Антисемитские выступления вынудили евреев оставить рыночную торговлю и открыть магазины.  В  результате действий американских еврейских организаций, добившихся от правительства США дипломатического давления на правительство Мексики, проявления антисемитизма уменьшились.  В  начале 1930-х годов число евреев, поселившихся  в  Мексике, значительно выросло, но  в  1937 г. была установлена жесткая законодательная квота, ограничившая иммиграцию  в  страну.

 В  конце 1930 — начале 1940 гг.  в  Мексике, как и  в  ряде других латиноамериканских стран, вновь усилился антисемитизм.  В  стране активизировались банды «Лас камисас дорадас» («Золотые рубашки»), финансируемые посольством Германии.

Вступление Мексики  в  войну на стороне антифашистской коалиции (1942) ослабило антисемитское движение.  В  1943–44 годах правительство Мексики предоставило нескольким сотням еврейских беженцев из Европы временное убежище до конца войны.

Благосостояние еврейской общины возросло  в  период экономического подъема после Второй мировой войны.  В  1950 г. еврейское население страны достигло 27 тысяч человек; около 60% евреев были заняты  в  торговле и банковском деле, 15% —  в  промышленности, 8% —  в  свободных профессиях, 17% были рабочими и служащими. По переписи 1960 г.  в  Мексике были зарегистрированы 110750 «исраэлитов», куда, наряду с ортодоксальными евреями, были включены реформисты и несколько групп индейцев, считавших себя потомками евреев. Евреи Мексики объединены  в  четыре общины по признаку страны исхода: евреи из Алеппо, Дамаска, Восточной Европы, Балкан. Все общины имеют своих представителей  в  Центральном комитете.  В  столице функционируют 23 синагоги: 21 ортодоксальная и 2 консервативные. Синагоги также существуют  в  городах Гвадалахара, Монтеррей, Тихуана. Образованием взрослых занимается созданный еврейской общиной Мексики Центр современных еврейских знаний, организующий различные курсы.  В  университете действует с 1985 г. программа по изучению иудаизма. При ашкеназском общинном центре  в  Мехико открыт музей Катастрофы. Активно работают сионистская федерация, ВИЦО, Ассоциация друзей израильских университетов и другие.  В  стране насчитывается 16 еврейских молодежных движений, которые объединяют более двух тысяч человек.

 В  1985 году  в  Мексике проживали 35 тысяч евреев, то есть около 0,5 % всего населения страны. Из них 33 тысячи —  в  Мехико. Небольшие общины существуют  в  городах Монтеррей, основанном марранами) и Гвадалахара, отдельные семьи живут  в  Тихуане, Веракрусе, Пуэбла, Куэрнавака, где существует еврейский Дом престарелых.

Мексиканские евреи создали разветвленную систему образования. Так,  в  Мехико  в  конце ХХ века функционировали восемь средних еврейских школ,  в  которых обучалось 75–80% еврейских детей школьного возраста.  В  стране действуют три иешивы. Отличительной чертой современного мексиканского еврейства является низкий уровень ассимиляции. Так,  в  начале 2000-х годов смешанные браки составляли всего 6 %. Еврейский спортивный центр Мексики «Сентро депортиво исраэлита» — одна из крупнейших  в  мире спортивных организаций, насчитывает около 20 тысяч членов из всех слоев еврейского населения. По охвату детей еврейским образованием Мексика стоит на одном из первых мест  в  мире. Преподавание ведется на испанском языке и на иврите,  в  зависимости от предмета.  В  некоторых школах изучается идиш. Еврейская пресса представлена изданиями на испанском и идиш. Работает еврейский театр.  В  1948–51 гг.  в  Мексике была издана еврейская энциклопедия на испанском языке  в  10 томах.  В  столице есть два наиболее населенных евреями района: Сolonia Polanco с её крупными синагогами и Сolonia Hipodromo-Condesa.

Тот, кто бродил по старинным улочкам Мехико Сити, обратил внимание на их названия со знакомыми еврейскими именами, видел людей, расположившихся под зонтиками открытых уличных кафе, говорящих на идиш, читал вывески на магазинах или рассматривал современные неоновые рекламы, пропагандирующие кошерные продукты, наблюдал за общественным транспортом, окна и борта которого расписаны голубыми звёздами Давида.

Небольшая часть мексиканских евреев переселяется  в  США и Канаду,  в  то время как алия  в  Израиль из Мексики невелика. Так,  в  2000 г. репатриировались 67 евреев,  в  2001 г. — 62,  в  2002 г. — 32...

Мексика при этом является крупнейшим центром по изданию антисемитской литературы на испанском языке. Антисемитизм, впрочем, встречает отпор со стороны мексиканского общества. Так, 10 апреля 2003 году мексиканский конгресс принял закон, запрещающий все формы дискриминации.  В  законе особо отмечены антисемитизм и ксенофобия.  В  Мехико была проведена международная конференция по антисемитизму, организованная газетой «Трибуна Исраэлита»  в  работе которой участвовали представители 20 стран.

Сегодня большинство мексиканских евреев — представители верхушки среднего класса. Они не доминируют ни  в  промышленном комплексе, ни  в  банковском деле, несмотря на то, что они его основали:  в  свое время все банки были национализированы. Поэтому обвинение  в  том, что «еврейские банкиры» контролируют экономику страны — это трюк, придуманный для разжигания антисемитизма.

Мексика признала государство Израиль 4 апреля 1949 года. С 1959 г. страны поддерживают дипломатические отношения на уровне посольств.  В  декабре 1991 года Мексика была одной из 85 стран, выступивших с предложением отменить резолюцию ООН 1975 г., объявляющую сионизм одной из форм расизма.  В  1990 году отношения между двумя странами улучшились, и 4–7 марта президент Мексики Е.Зедилло прибыл с официальным визитом во главе большой делегации  в  Израиль. Во время визита министр иностранных дел Израиля и министр иностранных дел Мексики подписали соглашение о режиме свободной торговли между двумя странами.

Общее количество евреев  в  стране дает официальная перепись населения. Ее организаторы именуют израэлитами евреев всех религиозных течений, включая реформистов и мексиканцев индейско-европейского происхождения, исповедующих иудаизм.

 В  городе Вентра-Приеста есть синагога, обслуживающая мексиканских индейцев, которые исповедуют иудаизм. Есть предположения, что евреи, бежавшие  в  Новую Испанию  в  1531 году, обратили индейцев  в  иудаизм еще до того как  в  Новом свете появилась инквизиция. Однако ни раввинат, ни остальная часть мексиканского еврейства не признает эти группы населения евреями.

Свидетельств официального антисемитизма  в  современной Мексике нет. Евреи служат  в  государственных учреждениях, занимали и занимают высокие правительственные посты.  В  стране много артистов, писателей, шоуменов, журналистов, бизнесменов, исповедующих иудаизм. Даже немногочисленные ряды мексиканских тореадоров приняли бруклинского еврея Сидни Франклина, ставшего  в  1920-х годах известным матадором и оставшегося жить  в  Мексике, работая ведущим на боях быков и комментатором на радио и телевидении...

 В  1994 году  в  США была создана организация под названием «Кулану», что на иврите означает «все мы». Она занялась изучением статуса «конверсо» и других групп, которые без одобрения раввината вернулись к иудаизму. Цель ее работы — сократить пропасть между потомками тех, кто был крещен принудительно, и мексиканской еврейской общиной.  В  1999 году «Кулану» установили связь с «конверсо», которые исповедуют иудаизм,  в  Вера-Круз и Пуэбло.

Кроме того, члены организации собирают информацию о католических семьях,  в  которых соблюдаются некоторые еврейские обычаи. Когда таких людей спрашивают, почему они соблюдают тот или иной обычай, ответ обычно звучит так: «Меня так научила мама, которую этому научила ее мама».  В  таких семьях  в  пятницу зажигают свечи, существует два набора посуды — для молочных и мясных продуктов, не едят свинины, некоторые не работают по субботам, однако многие не знают, откуда это пошло.

«Еврейский мир»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2009 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org
Сочинение по рассказу А. Куприна "Гранатовый браслет"