«Еврейский Обозреватель»
РЕЛИГИЯ
23/186
Декабрь 2008
5769 Кислев

РАВ ДАВИД РОЗЕН: «КЛЕВЕТА И ЛОЖЬ — ПРОИЗВОДНОЕ НЕВЕЖЕСТВА»

На главную страницу Распечатать

Расписанию раввина Давида Розена, директора отдела по межрелигиозным связям Американского еврейского комитета, не позавидуешь. Поездки за рубеж — от Дубая до Ванкувера расписаны до конца будущего года и, судя по плотному графику, раввин проводит больше времени в воздухе, чем на земле.

Рав Розен родился и вырос в Англии. Репатриировался в Израиль вскоре после Шестидневной войны. Уже будучи студентом одной из престижных иешив, Розен несмотря на протесты преподавателей, не желавших отпускать талантливого ученика, начал службу в ЦАХАЛе в разгар Войны на истощение с Египтом (1969–1970 гг.).

Служил в танковых частях, затем продолжил образование в иешиве, после чего вернулся в армию в качестве раввина подразделений, дислоцированных на Синайском полуострове.

«Считаю себя прямым наследником Моше Рабейну: насколько мне известно, между ним и мною на Синае не было ни одного рава», — смеется Розен, одетый в безукоризненный темный костюм (английское происхождение все-таки), дополненный черной бархатистой кипой.

На протяжении последних тридцати лет рав Розен занимал должность раввина Кейптауна, был главным раввином Ирландии, затем стал директором отдела по межрелигиозным контактам в Американском Еврейском комитете. Сегодня он также является советником Главного раввината Израиля по вопросам межрелигиозных связей, принимает участие в работе различных форумов и комитетов, направленных на диалог между религиями, и продолжает колесить по всей планете, встречаясь с королями, президентами, кардиналами, имамами и обыкновенными людьми, которые верят в то, что диалог между представителями религий возможен.

— Встречи с саудовскими монархами и египетскими шейхами — не самое тривиальное занятие для израильского раввина. Как Вы пришли к этому?

— Я всегда верил в необходимость диалога между религиями,   а  когда занимал должность главного раввина Ирландии, то просто не мог позволить себе не заниматься этой деятельностью, так как ежедневно сталкивался с религиозными конфликтами, недопониманием и стереотипами. После того как я завершил свою каденцию, ко мне обратилась Антидиффамационная Лига, которая попросила меня заняться этой сферой,  а  потом Американский Еврейский комитет. Я также возглавляю Еврейский совет по связям с другими религиями. Мы являемся официальным партнером Ватикана, Организации протестантских церквей в Женеве,  а  также Восточных церквей.

— Почему, на Ваш взгляд, евреи вообще нуждаются в диалоге с представителями других религий? Скажем так — после стольких лет преследований и гонений — есть о чем говорить?

— Безусловно. Я вообще верю в диалог и в то, что только этим путем можно добиться каких-то перемен. Мы добились прекрасных успехов в странах Латинской Америки с преимущественно католическим населением. Я с радостью говорю о том, что в таких странах, как Испания, которые некогда «прославились» своей жестокостью и нетерпимостью, сегодня действуют центры трех религий, чья работа направлена на улучшение связей между представителями христианства, иудаизма и ислама.

 А  что насчет ислама и исламских стран? Ведь призывы к уничтожению Израиля,  а  также «новый антисемитизм» исходят сегодня в основном оттуда?

— Мы не слепцы и не бежим от реальности. Вместе с тем важно понять, что и исламский мир не состоит из Бен-Ладенов. Да, сегодня так называемые «салафисты», или как их нередко именуют «фундаменталисты», люди с оружием в руках, пытаются «прибрать к рукам», если можно так выразиться, весь ислам, стать его эксклюзивными представителями. Но это не значит, что мы автоматически должны списать со счетов всех тех, кто ищет путь к реформе и путь к диалогу. Например, в США мы все чаще слышим о мусульманских организациях, которые намерены бороться с экстремизмом и заинтересованы в диалоге с нами.

— Один из последних форумов, в котором вы принимали участие — Конференция Трех Религий в Мадриде. Расскажите о ней подробнее.

— Начну с того, что инициатива ее проведения принадлежала саудовскому королю Абдалле II. Около года назад он публично объявил о том, что миру необходим диалог между тремя религиями, чтобы совместными силами найти решения проблем и недугов XXI века. Примечательно, что Саудовская Аравия — далеко не самая толерантная и открытая исламская страна. Более того, у многих она связана со страшным именем «Аль-Каида». Именно поэтому, наверное, эта инициатива сама по себе уже является революционной.

— Да, учитывая, что до недавних времен в Саудовской Аравии власти не давали разрешение на строительство церквей, хотя в королевстве работают миллионы филиппинцев-христиан, женщины до сих пор не имеют избирательного права,  а  за воровство отрубают кисть руки, Саудовская Аравия, наверное, не первый кандидат на роль инициатора диалога между исламом, иудаизмом и христианством...

— И тем не менее... Видимо, в Эр-Рияде решили не терять исторический момент и использовать его для изменения имиджа Саудовской Аравии в мире.

— Как проходила конференция в Мадриде? Действительно ли она стала событием, о котором будут вспоминать еще долгое время?

— Я верю в добрые намерения организаторов, но, тем не менее, было допущено немало промахов. Так, например, саудиты опубликовали список приглашенных, но не успели заранее договориться с этими людьми. В программе назвали Патриарха Алексия кардиналом, что, конечно, не было сделано назло, но все же... Конфуз вышел и с еврейской делегацией. Мало у кого из саудовских имамов и муфтиев есть связи с еврейскими раввинами. Кого знают в исламском мире? Такую секту, как «Нетурей Карта», которая исповедует радикальные антисионистские взгляды. Когда мы увидели их имена в списках приглашенных, то сразу дали понять, что если на конференции будут присутствовать представители «Нетурей Карта», ни одна еврейская организация и ни одна синагога не направит своего представителя. В конце концов все уладилось, и иудаизм был представлен американскими, французскими, английскими и израильскими раввинами.

— Но вы были единственным израильтянином, причем СМИ узнали об этом в последний момент?

— Да, для того чтобы избежать политических дебатов, саудиты специально не пригласили палестинцев и израильтян. Я был приглашен как представитель еврейского мира, директор Американского Еврейского комитета,  а  не как израильский раввин.

Правда, когда участники встречи здоровались с королем Абдаллой II, я представился и сказал, что меня зовут Давид Розен и что я из Израиля. Он ответил: «Добро пожаловать!» Не знаю, дошел ли до него весь смысл, но люди вокруг него так побледнели, что я боялся, что они упадут в обморок. Потом ко мне подошел министр иностранных дел Сауд аль-Файсал, пожал мне руку и сказал, как он рад видеть меня на этом мероприятии. Потом он же организовал мне бессчетные интервью для саудовского телевидения.

— На конференции присутствовали улемы и имамы из стран Персидского залива, стран Магриба, Египта и Иордании. О каких интересных встречах вы можете рассказать?

— Саудовский король прибыл на конференцию со всем своим окружением — члены правительства, родственники, представители духовенства. Некоторые из них спрашивали меня, как на Ближнем Востоке может наступить мир, если кровь играет такую большую роль в еврейской религии. Они хотели знать, почему евреи употребляют кровь младенцев в пищу, подразумевая пасхальную мацу. Я объяснил им, насколько абсурден этот вымысел, рассказал о законах кашрута, о том, что евреи всякий раз вымачивают мясо в соли, чтобы не было даже подозрения на то, что там есть кровь. Клевета и ложь отлично прививаютсяя там, где царит невежество. К сожалению, исламский мир сегодня немного знает о евреях и иудазиме. Если мы хотим, чтобы у людей было правильное представление об иудаизме, мы обязаны объяснять и вести диалог с теми, кто заинтересован в диалоге с нами.

Беседовала Ксения Светлова
Zwan.com
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org