Обстановка открытия выставки Тима Разумовского располагает к гиперболам и комплиментарности. Выступающие называли молодого художника из Израиля последователем Шагала, находили нечто общее с живописью других ярких еврейских художников, прочили большое живописное будущее. Все похвалы он выслушивал с улыбкой человека, знающего себе цену.
В экспозиции, представленной в Израильском культурном центре, преобладает графика. Живописных работ всего несколько. Действительно, в одной из них можно рассмотреть скрипача в ермолке. А в другой — при большом желании — старца с длинной белой бородой. Но сюжеты и персонажи большинства работ отнюдь не навеяны генетической ностальгией по еврейскому местечку.
В кулуарной беседе Тим Разумовский с хохотком заметил, что все услышанное довольно лестно, хотя он скорее сравнил бы себя с Тулуз-Лотреком, поскольку рисует маргиналов: веселых девиц, жуликов, сутенеров, игроков. «Это тоже жизнь», — говорит Тим. Лица его персонажей очень выразительны, взгляды пронзительны, фигуры динамичны. «Нехотя вспомнишь и время былое», — процитируем Тургенева, чтобы затем процитировать Пушкина о Петре: «Лик его ужасен, движенья быстры — он прекрасен». Персонажи картин Тима Разумовского не прекрасны, но притягательны. И всегда вписаны в контекст. Второй план, на фоне которого они существуют, проработан с такой же тщательностью, как их собственные изображения. Люди, чье безбедное существование зависит от быстроты реакции в конкретной ситуации, должны знать в подробностях мир, в котором существуют, чувствовать его всеми рецепторами.
Своим «логотипом» Тим сделал сигарету, дымящуюся в пепельнице. Струйка дыма образует человеческий профиль, и сигарета, из которой он тихонько вьется, оказывается в губах этой «изменчивой тени». Черный рисунок на белом фоне на приглашении, и негатив — белый на черном фоне — на визитной карточке и на каталоге, который вручали избирательно. «Чтобы не расхватали, как булочки», — сказал Разумовский с непосредственностью Буратино, который не собирался делиться яблоками и поэтому не соглашался осваивать арифметическое действие под названием «вычитание». Но предосторожности пока излишни. Несмотря на то, что публика была настроена очень дружественно, и его творчество вызвало неподдельный интерес, не «расхватали» даже стопку из выполненных со вкусом визитных карточек художника, успешно заменяющих каталог. В этом образце прикладного искусства под контактными данными Тима полосой расположены миниатюры его графических работ.
Биография Тима Разумовского обычна для многих израильтян. Родился в Киеве. В нежном возрасте выехал в Израиль с родителями. Отслужил в армии. Учится в художественной академии «Бецалель». Занимается анимацией (мультипликацией). Рассказывая о своем университетском преподавателе, забавно путает слово «первопроходец» со словом «проходимец» и тут же извиняется, говоря, что так давно покинул Украину, что это вполне «простимо». Действительно, вполне простительно. Тем более, что средства, которые использует Тим, чтобы выразить свой взгляд на мир, — это не слова, а образы.
|