Что значит «еврейские художники»? Ну, например, можно ли назвать еврейским художником Роберта Фалька, самого именитого мастера в экспозиции выставки «Средняя Азия – Москва – Иерусалим в творчестве еврейских художников»? Или, скажем, Михаила Иванова, считавшего себя сыном Бабеля, но воспитывавшегося в русской художественной среде — в семье писателя Всеволода Иванова?
Об этом и другом мы говорили с участником выставки, замечательным художником Борисом Карафеловым, который предложил свою трактовку «главной темы» экспозиции: русские художники еврейского происхождения пишут Восток.
Звучит заманчиво. Но... какое отношение к Востоку имеют иллюстрации Григория Ингера к повести Шолом-Алейхема «Мальчик Мотл»? Или — современные реалии Земли Обетованной (Восток же!) на полотнах израильских художников, принявших участие в московской выставке, — к Средней Азии?
Борис Карафелов выставил восемь картин, тематика которых связана с пустыней. Названия говорят сами за себя: «Городок в пустыне», «Пустыня Негев», даже просто «В пустыне»... Весьма выразительны работы в гуаши из «бедуинской серии», где реальность и мираж не просто сосуществуют, а представляет знаковое тождество. Интересно: совсем иное отношение к пустыне как символу тщетных исканий отражено на картинах израильского художника Михаила Яхилевича.
На выставке были представлены мастера разных поколений, направлений, школ. Конечно, значительное внимание публики привлекают работы мастеров старшего поколения — Роберта Фалька, Александра Лабаса, Меира Аксельрода, оказавшихся в Средней Азии в эвакуации в годы Второй мировой войны, возможно, разглядевших в тамошней жизни некое подобие древнего Израиля — аналогия, хоть и наивная, но для впечатлительного художника весьма плодотворная. А Рувим Мазель, волею судеб оказавшийся на Востоке еще раньше, под обаянием восточного базара наполняет свои библейские сюжеты — «Продажа Иосифа», «Авраам и три ангела» — колоритными туркменами в реалиях начала прошлого века.
По мнению Бориса Карафелова, — он родился в Средней Азии, вырос и учился в Украине, работал в Москве, а теперь живет в Израиле — пространство, среда, «работа света» в Иерусалиме и Ташкенте, например, несмотря на значительную разницу, все же имеют много сходного. Срединное положение Иерусалима (между Западом и Востоком), иногда кажущееся просто бытовой частностью, в полной мере отвечает настрою его души, склонностям его натуры и находит адекватное отражение в его картинах.
Все это может увидеть внимательный зритель на выставке в Государственном музее Востока; работы москвичей и иерусалимцев, живущих ныне и давно ушедших в мир иной, оставили нам в наследство вечное удивление перед тайной иного, восточного, мироощущения.
Печатается с сокращением informprostranstvo.ru
|