В биографии Иегуды Пэна многое типично для художников-евреев России его поколения.
Он родился в бедной многодетной семье в небольшом местечке Ковенской губернии, Ново-Александровске 24 мая (5 июня) 1854 г . Мальчик рано осиротел — ему было всего четыре года, когда умер отец. Мать определила Иегуду в хедер, и учителя обратили внимание на способности мальчика к рисованию. Этому занятию он с увлечением отдает все свое свободное время: разрисовывает буквицы в книгах, трещотки дня Пурима, делает мизрахи, по заказу украшает орнаментом титульные листы Пинкоса — местного религиозного братства. Наряду с этим юный художник рисует портреты жителей местечка.
В семье увлечение Иегуды не встречает одобрения и поддержки, но о способном мальчике узнает дальний родственник Пэнов — маляр, и в конце 1867 года Иегуда отправляется в Двинск учиться на маляра. Его учитель, посмотрев картины Иегуды, посоветовал ему: «Брось ты это занятие, все художники — пьяницы, голодранцы, они умирают от чахотки или сходят с ума».
В Двинске Иегуда Пэн знакомится с семейством Пумпянских, чей дом был своеобразным центром культурной жизни города. Студент Петербургской академии художеств Борух Гиршович, гостивший в усадьбе, уговаривает юношу продолжить образование в Академии. Иегуду одолевают сомненья — он религиозен, соблюдает шабат, носит традиционную еврейскую одежду, почти не говорит по-русски. Но, в конце концов, Пэн решается держать экзамены в Академию художеств, где учились многие евреи-художники. Проучившись два года в Академии, Иегуда Пэн перебирается в Ригу, где знакомится с бароном Н.Корфом, который приглашает художника на работу в свое имение недалеко от Витебска.
В имении барона часто бывают известные художники, живущие неподалеку, — И.Репин, Ю.Клевер и другие. Вскоре их стараниями и стараниями витебских друзей художника и их влиятельных покровителей в Витебске открывается первая частная еврейская художественная школа под руководством Иегуды Пэна.
В конце XIX в. Витебск был «провинциальной культурной столицей» губернии. В городе регулярно гастролировали театральные труппы, давались концерты знаменитых музыкантов. Значительную часть витебской интеллигенции составляли евреи, и подавляющее большинство учеников Пэна были евреями. Ученики часто не знали русского языка, учились в еврейских религиозных учебных заведениях, поэтому для них было очень важно общение с таким учителем, как Иегуда Пэн.
На протяжении всей своей жизни Пэн считал себя еврейским художником, и темы его картин были самые житейские, самые домашние. Условно его работы можно назвать «портретами в интерьере».
Частная школа Иегуды Пэна просуществовала до 1918 года. Учениками Пэна в разное время были Осип Цадкин, Лазарь Лисицкий, Илья Мазель, Ефим Минин, Оскар Мещанинов и Марк Шагал, но только Иегуда Пэн посвятил свое творчество изображению еврейской жизни. Его дом до самой последней минуты его жизни манил к себе молодых художников и всех тех, кто интересовался искусством.
В 1921 году, когда отмечалось 25-летие педагогической деятельности Иегуды Пэна, Марк Шагал прислал ему письмо: «Вы первый в Витебске. Город не сумеет Вас забыть. Вы воспитали большое поколение еврейских художников. Еврейское общество в России должно это знать и будет знать. Я убежден, что Витебск, которому Вы отдали 25 лет жизни, по достоинству рано или поздно увековечит Ваш труд».
В 1927 г . в Витебске торжественно празднуется тридцатилетний юбилей творческой деятельности Иегуды Пэна, ему присуждается звание Заслуженного еврейского художника.
В ночь с 1 на 2 марта 1937 г . Иегуда Пэн был убит у себя в доме, обстоятельства и мотивы этого бессмысленного и жестокого убийства до сих пор не прояснены.
mjcc.ru
|