ИЗРАИЛЬ. СВЯТАЯ СУББОТА 6 ОКТЯБРЯ 1973 ГОДА.
Тогда она совпала с самым святым днем еврейского календаря — с Судным днем — Йом Кипур. Нет нужды объяснять, что чувствуют евреи в этот день — день покаяния, искупления и молитвы. Жизнь в стране замирает, все евреи Израиля находятся в синагогах. Именно в этот день 35 лет назад враги Израиля предприняли очередную попытку уничтожения еврейского государства.
На Ближнем Востоке разразилась четвертая по счету арабо-израильская война. Весь мир замер...
Тогда, в 1973 году, молодому еврейскому государству исполнилось всего 25 лет, которые не по его воле прошли, что называется, с оружием в руках.
Советские люди, напичканные антиизраильской пропагандой, не отрывались от телевизоров и радиоприемников (наконец-то «наши» покажут этим зарвавшимся евреям!)... А что же советские евреи? Совсем недавно, с трудом, под давлением мирового общественного мнения власти СССР разрешили «дозированный», и то не для всех, выезд евреев в Израиль. На этом фоне в СССР возникло необычное, новое в еврейской истории национальное движение — борьба за выезд на историческую родину под лозунгом, повторяющим призыв библейского пророка Моисея, «Отпусти народ мой!». Участники движения получили в народе название «отказники». И вдруг... Война!
Заявляя с трибун о борьбе за «мир во всем мире», лидеры СССР (это чувствовалось во всем) удовлетворенно потирали руки...
Советские евреи, как, впрочем, и остальные граждане страны, не имея объективной и, самое главное, правдивой информации о событиях на Ближнем Востоке, находились в подавленном состоянии. Ведь Москва вообще была большим мастером на провокации: именно в те годы происходили гонения на трижды (!) Героя Социалистического труда, одного из создателей ядерного щита страны академика А .Сахарова. Его называли предателем Родины, отщепенцем, наемником на службе сионизма (абсолютно русского человека!) — и люди в большинстве своем верили государственной пропаганде. Верили вообще всему, что она им преподносила! Одно слово — «железный занавес»...
Итак, газета «Известия» 7 октября 1973 г.:
«Нападение Израиля на Египет, Сирию и Ливан!»
Каир, 6 октября:
«Верховное командование египетских вооруженных сил сделало следующее заявление: «В 13 ч. 30 мин. Противник силами нескольких военно-воздушных подразделений совершил нападение на наши части в районе Суэцкого залива. Одновременно несколько израильских военных катеров приблизилось к побережью залива.
В настоящее время бой продолжается».
Заглавие статьи прямо указывает, кто агрессор, однако заявление верховного командования какое-то неуверенное: «силами нескольких подразделений», «несколько израильских катеров приблизились»... Да и мы, советские евреи, уже тогда умели читать между строк. Что-то не то. Не тот, не израильский метод.
9 октября 1973 г. Четвертый день войны. Вновь газета «Известия»:
«ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
На Ближнем Востоке в результате отсутствия политического урегулирования снова вспыхнули военные действия, которые влекут за собой человеческие жертвы, бедствия и разрушения. Советский Союз, верный своей принципиальной политике поддержки народов, добивающихся свободы и независимости, последовательно выступает как надежный друг арабских государств».
Побаивается Москва открыто врать на весь мир, юлит.
А вот газета «Труд», 9 октября 1973 г.:
«Каир. Сегодня во второй половине дня египетское военное командование опубликовало следующее коммюнике: «Наши войска продолжают переправляться через Суэцкий канал по наведенным мостам. В течение прошлой ночи противник пытался контратаковать, тщетно пытаясь остановить продвижение наших войск. Контратаки противника закончились полной неудачей».
Так кто же развязал войну и что происходит на самом деле? Этот вопрос все больше волновал людей...
А происходило вот что.
Война началась внезапным нападением на Израиль одновременно армий Египта и Сирии.
На юге многотысячной египетской пехоте противостояли всего несколько сот израильских солдат (большинство были в увольнении по случаю Йом Кипура), находившихся в бункерах вдоль оборонительной линии Бар-Лева. 200 египетских самолетов атаковали силы израильтян в Синае. Через Суэцкий канал переправлялись танки-амфибии Т-76». При их помощи были наведены понтонные мосты, по которым на восточный берег канала переправились две египетские бронетанковые дивизии.
На очень узком северном фронте сирийцы бросили в атаку три моторизованные и две бронетанковые дивизии, насчитывающие 1200 танков и 45 тысяч солдат. Путь им преграждали 180 израильских танков и 4500 солдат.
На второй день войны, который оказался самым тяжелым, на Южном фронте 8000 солдатам-резервистам израильской армии (началась всеобщая мобилизация) и 300 израильским танкам противостояли 100 тысяч египетских солдат, переправившихся на восточный берег канала, и 400 египетских танков. На Северном фронте ситуация была еще тяжелее: танковые колонны сирийцев прорвались в глубь Голанских высот и находились уже в 7 километрах от озера Кинерет. 8 октября в Каире уже праздновали победу. Лавровый венок героя Анвар Садат вручил главнокомандующему ВВС Хосни Мубараку, летчики которого смогли почти полностью уничтожить израильские укрепления на восточном берегу канала.
Однако хотя израильтяне и несли большие потери, египтянам в действительности на территорию Синая нигде не удалось углубиться более чем на 4-5 км. А некоторые израильские укрепления на линии Бар-Лева сумели продержаться неделю.
Газета «Известия», 10 октября 1973 г.:
«Сообщение ТАСС из Багдада: Иракские ВВС, согласно заявлению верховного командования вооруженных сил, провели во вторник 80 воздушных налетов на военные объекты Израиля в районе Голанских высот. В бой введены также подразделения сухопутных войск Ирака».
Совершенно новая, но такая устрашающая информация. Ирак, оказывается, тоже принимает участие в войне! А кто еще...?
Все советские газеты тех дней пестрели поступавшими с Ближнего Востока победными отчетами и заявлениями арабских лидеров.
В Синай тем временем прибывали израильские подкрепления, состоящие из частей резервистов.
9 октября на Северном фронте продвижение сирийцев было остановлено.
А утром 11 октября, на шестой день войны, началось массированное контрнаступление израильских войск на сирийском направлении. За сутки перед этим израильские ВВС нанесли ракетно-бомбовые удары по тылам противника — стратегическим целям в районе Дамаска: аэродромам, военным базам, правительственным учреждениям. Сирийцы были вынуждены отступить со всей территории Голанских высот, оставив на поле боя 900 танков.
Арабские страны и их покровители, которые блистательно выигрывали (кстати, выигрывают и в настоящее время) битвы на поле «паблик рилейшнс», в открытом бою против Израиля терпели очередное поражение.
В ночь с 15 на 16 октября десантная дивизия под командованием генерала Ариэля Шарона внезапным ударом (еще и сегодня в Израиле не умолкают разговоры о том, что это было неожиданностью даже для израильского командования и что Шарон атаковал египтян без санкции Генштаба) форсировала Суэцкий канал, навела понтонный мост, заняла и удерживала коридор шириной 4 км, по которому израильские войска продвигались на Западный берег.
Вот тут-то арабская спесь быстренько и слетела! Арабы запросили помощи мирового сообщества. Кроме того, резкое изменение положения на фронте в пользу Израиля сразу же создало новую политическую обстановку. Боясь полного разгрома арабских армий, СССР начал требовать немедленного прекращения огня.
Газета «Труд»:
«Каир. 17 октября (ТАСС).
Выступление А .Садата
Президент Египта Анвар Садат, выступая перед депутатами на внеочередной сессии народного собрания АРЕ, заявил, что он принял решение обратиться к египетскому народу, арабской нации и народам мира, потому что события на Ближнем Востоке связаны с наболевшими вопросами для человечества — вопросами войны и мира.
«Мы, — подчеркнул президент, — сражаемся за мир, основанный на справедливости. В то же время наш противник пытается силой навязать мир, выгодный только ему. Но мир нельзя навязать». Президент сказал далее, что вооруженные силы АРЕ ведут широкую по масштабам войну с Израилем. Коснувшись успехов, достигнутых египетской армией, он отметил, что «всего за 6 часов войска смогли форсировать Суэцкий канал и захватить линию Бар-Лева». «Мы не являемся военными авантюристами, а стремимся к миру», — заявил президент АРЕ, отметив, что справедливое дело арабов пользуется широкой поддержкой международного общественного мнения». «После вывода израильских войск Египет готов принять участие в мирной конференции ООН и приложит усилия для установления мира, основанного на справедливости и уважении законных прав всех стран данного региона»...
20 октября правительство СССР пригласило в Москву государственного секретаря США Генри Киссинджера. А 21 октября обе сверхдержавы внесли в Совет Безопасности ООН совместное предложение о немедленном прекращении огня. Предложение было принято единогласно, и соглашение должно было вступить в силу 22 октября в 20 часов. Но израильские войска продолжали наступление еще два дня, завершив окружение на западном, египетском, берегу Суэцкого канала 3-й египетской армии. 24 октября на момент прекращения огня израильские части проникли в глубь египетской территории на 30 км, перерезав дорогу Каир–Суэц, а на северном фронте находились в 40 км от Дамаска.
Так, очередной победой Израиля закончилась четвертая арабо-израильская война — Война Судного дня.
Арабские агрессоры (такое популярное советское слово!) потерпели сокрушительное поражение. Совокупные потери Египта и Сирии составили 18500 солдат, 2200 танков, более 200 самолетов.
Но и потери Армии обороны Израиля в этой войне для такой маленькой страны, какой является Израиль, были огромны: 2552 солдата убиты, уничтожены 800 танков и 115 самолетов.
Однако жертвы не были напрасны. После этой войны президент Египта Анвар Садат наконец-то осознал, что Израиль не удастся победить силой оружия, и в ноябре 1977 года выступил с предложением о мирных переговорах, приведших впоследствии к Кэмп-Дэвидским мирным соглашениям (1979 год), по которым Израиль в обмен на мир возвратил Египту Синайский полуостров.
В заключение нужно отметить, что во всех войнах Израиля результаты для противоборствующих сторон всегда были неоднозначны.
Арабские страны могли позволить себе проиграть много войн. Израиль же не имел права проиграть даже одной войны. Для Израиля победа не означала мира, но поражение было бы для него катастрофой.
|