«Еврейский Обозреватель»
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
18/181
Сентябрь 2008
5768 Элул

УГО ЧАВЕС   И  «ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС»

ТРЭВИС ПАНТИН

На главную страницу Распечатать

В декабре 1998 г., вооружившись «евангелием» социалистической революции, Уго Чавес одержал триумфальную победу на президентских выборах в Венесуэле. В то время представлялось, что его философская доктрина, нареченная «чавизмом» («Chavismo»), представляет собой не более чем историческую  и  географическую аномалию — временное отклонение от нормы в регионе, казалось бы, окончательно отвергнувшем марксистские постулаты.

С тех пор прошло еще почти 10 лет. За период пребывания у власти Чавес терпел отдельные неудачи, например, временное отстранение от должности в ходе переворота 2002г., или провал инициированного им референдума в прошлом году; в случае успеха Чавес стал бы фактически пожизненным диктатором. Склонность президента к экстравагантной риторике  и  волюнтаризму — например, в декабре 2007г. он своим указом создал новый часовой пояс, переведя стрелки по всей Венесуэле на полчаса назад, чтобы соотечественники не опаздывали на назначенные встречи — вызывает вопросы относительно его эмоциональной  и  психической устойчивости.

Однако изображать Чавеса безумцем — значит принимать желаемое за действительное  и  игнорировать его несомненное политическое дарование. К тому же, утверждается, что его режим контролирует доказанные запасы «черного золота» объемом до 100 миллиардов баррелей; ни одна другая страна Западного полушария по этому показателю не может сравниться с Венесуэлой.

В отличие от Фиделя Кастро, который, будучи «клиентом» СССР, должен был обращаться к покровителю за финансированием, Чавес имеет достаточно средств, чтобы осуществлять свои амбиции. «За геополитическим столом у нас, у Венесуэлы, есть сильная нефтяная карта», — заметил он в интервью аргентинской газете Clarin в 2005г. «С помощью этой карты, — добавил Чавес, — мы сможем делать сильные ходы против самой зловредной страны мира: Соединенных Штатов».

В этих целях Чавес поддерживает FARC, наркотеррористическую группировку, неустанно пытающуюся свергнуть законно избранное демократическое правительство Колумбии, самой близкой союзницы Вашингтона в Латинской Америке. Не меньшую тревогу вызывает  и  тот факт, что президент Венесуэлы создает альянсы с режимами, которые, по идее, не должны представлять особого интереса для этой южноамериканской страны. В их числе — Ливия, наградившая Чавеса Международной премией в области прав человека, носящей имя ливийского диктатора Муаммара Каддафи, а также Сирия, Хизбалла  и  покровитель этой организации Иран.

В своей внешней политике Чавес руководствуется не только элементарным антиамериканизмом. Он  и  его сторонники находятся в плену другой вековечной идеи-фикс — навязчивой идеи о чрезмерном влиянии мирового еврейства.

* * *

Еврейская община Венесуэлы (составляющая менее 1% от 26-миллионного населения страны) — одна из самых «старых» в Южной Америке: она существует с начала XIX века. В ходе борьбы за независимость против Испании гонимый революционер Симон Боливар нашел убежище у венесуэльских евреев; позднее некоторые из них сражались в рядах его освободительной армии. Сегодня большинство евреев, живущих в стране — это потомки иммигрантов из Европы  и  Северной Африки, приехавших в Венесуэлу накануне или сразу после Второй мировой войны. Большинство из них проживает в столице — Каракасе, образуя тесно спаянную общину, примерно поровну состоящую из ашкенази  и  сефардов.

Венесуэльцы гордятся тем, что их страна в этническом  и  религиозном плане представляет собой настоящий «плавильный котел». В отличие от соседних стран — Аргентины, Парагвая  и  Чили — Венесуэла не давала приюта беглым нацистам. До прихода Чавеса к власти пятнадцать действующих в Венесуэле синагог почти не подвергались антисемитским атакам, распространенным в других латиноамериканских странах с небольшим еврейским населением. Деятельности центра Hebraica — выполняющего функции школы, клуба, спортивного сооружения  и  места встреч для каракасских евреев — никто не чинил серьезных препятствий.

Теперь это уже в прошлом. С тех пор, как Чавес в начале 1999г. принес президентскую присягу, в Венесуэле наблюдается беспрецедентный рост антисемитизма. Государственные СМИ все чаще публикуют материалы антисемитского характера, а провластные организации публично распространяют экземпляры пресловутых «Протоколов сионских мудрецов». Видные деятели еврейской общины подвергаются публичной критике за недостаточную преданность «боливарианскому» делу, а «семитские банки» обвиняются в подготовке заговора против правящего режима.

На стенах синагог  и  других еврейских зданий появляются надписи (зачастую сопровождающиеся эмблемой Компартии Венесуэлы): «mata ninos» («детоубийцы»), «judios afuera» («Евреи — вон!»), «judios perros» («Евреи — собаки!»)  и  изображения свастики  и  Звезды Давида, соединенные знаком равенства.

Сэмми Эппель, обозреватель каракасской газеты El Universal, собрал сотни фактов проявлений антисемитизма в государственных СМИ. Так, в сентябре 2006г. El Diario de Caracas, до недавних пор одна из самых солидных венесуэльских газет, опубликовала передовую статью со следующим подстрекательским призывом: «Следует обратить внимание на поведение израильско-сионистских ассоциаций, союзов  и  федераций, плетущих в Венесуэле заговоры, чтобы захватить контроль над нашими финансами, промышленностью, торговлей, строительной отраслью; их представители проникают в наш госаппарат  и  политическую жизнь. Возможно, нам придется изгнать их из страны... как уже поступили другие государства».

На телевидении Марио Сильва, ведущий популярной передачи La Hojilla («Лезвие бритвы»), неоднократно обвинял видных представителей еврейской общины Венесуэлы в подготовке антиправительственного заговора  и  призывал других евреев осудить этих людей. «Рабби Хакобо Бенсакен  и  рабби Пинхас Бренер — активные участники заговора с использованием СМИ», — утверждал Сильва. «Чтобы меня не сочли антисемитом, — добавил он, — повторю: бизнесмены-евреи, не причастные к заговору, должны назвать вещи своими именами».

* * *

Если во всем этом можно найти какую-то логику, то речь идет, очевидно, об одном из элементов общего мировоззрения Чавеса. А оно сводится к следующему: Соединенные Штаты включили Европу  и  Израиль в состав «транснациональной корпорации» для эксплуатации  и  разграбления менее развитых, но богатых сырьевыми ресурсами стран. Евреи, прежде всего государство Израиль, — неотъемлемое звено этого «проекта».

Так, в 2005г., выступая по поводу очередной годовщины открытия Америки Колумбом, Чавес сравнил судьбу венесуэльских индейцев с печальной участью палестинцев.

Все эти постулаты, похоже, напрямую заимствованы из марксистско-ленинской теории с сильной примесью антиколониализма в духе Франца Фанона  и  Фиделя Кастро. Однако Чавес — не просто очередной латиноамериканский «левак». Если в политическом плане кубинский диктатор, возможно,  и  оказал на него наибольшее влияние, то в плане идейном он больше всего в долгу у аргентинского публициста  и  мыслителя Норберто Сересоле: человека, принадлежавшего отнюдь не к левым кругам, а к правым популистам, ярого врага Израиля  и  евреев.

Сересоле — он родился в 1943г. — был одним из главных «рупоров» популистского режима аргентинского президента Хуана Перона. Позднее, обрядившись в тогу политолога, он утверждал, что единственные лидеры, подходящие для Латинской Америки — это «каудильо»: националисты, милитаристы, харизматические диктаторы, способные положить начало «постдемократической» эпохе, в ходе которой народы региона единодушно пойдут за генералами, руководящими всеми аспектами жизни общества. После этого конфедерация фашистских государств Латинской Америки под началом группы таких «каудильо» сможет успешно бороться с мировой гегемонией США.

Сообщается, что в ходе первой избирательной кампании Чавеса Сересоле сопровождал его в поездках по стране. После победы на выборах 1998г. Сересоле опубликовал апологетическую книгу «Каудильо, армия, народ: Венесуэла президента Чавеса». Ее вторая глава носит название «Еврейский вопрос  и  государство Израиль». В этом разделе Сересоле высказался в поддержку течения «нового ревизионизма», объявившего Холокост «мифом», а Израиль — угрозой всему миру.

Одна из главных опасностей для режима Чавеса, утверждал Сересоле, исходит от «еврейской финансовой мафии» Венесуэлы. Более того, он обвинял всю венесуэльскую еврейскую общину в расовой ненависти по отношению к «спасительному» националистическому движению президента.

* * *

В своем выступлении на Рождество 2004г. Чавес заявил: «...потомки тех, кто распял Христа, потомки тех, кто изгнал отсюда Боливара, по-своему распяв его в колумбийском городе Санта-Марта, завладели богатствами всего мира. Меньшинство завладело золотом планеты, серебром, минералами, водой, плодородными землями, нефтью, сосредоточив все богатства в руках немногих».

После прихода к власти Чавес проводит политику принудительного перераспределения богатств, национализируя промышленные предприятия  и  крупные фермерские хозяйства  и  направляя их доходы на социальные программы, якобы призванные облегчить положение бедняков. Однако, как это чаще всего случается с попытками национализации  и  перераспределения «сверху», его проект увенчался оглушительным провалом. Страна, получающая как минимум 1,75 миллиарда долларов в неделю от экспорта нефти, страдает от хронического дефицита продовольствия. Даже нефтяной сектор, которым теперь управляют не профессионалы, а приспешники Чавеса, дает куда меньше прибыли, чем мог бы. В результате неравенство в стране сохраняется, а с ним  и  необходимость искать «козлов отпущения», чтобы отвлечь внимание от некомпетентности Чавеса.

Чавес любит говорить, что он, как  и  его предшественник Боливар, воплощает в жизнь программу Христа, которого он называет первым в истории социалистом.

Несомненно, еврейское сообщество Венесуэлы оказалось в очень трудной ситуации. Еще в 2004г., после первого обыска в клубе Hebraica, в его рядах наметился раскол. Некоторые инстинктивно пытались преуменьшить значение этого налета, но главный раввин венесуэльских ашкенази Пинхас Бренер назвал произошедшее «прямым актом агрессии» со стороны государства, знаменующим собой «серьезный сдвиг» в отношениях властей с еврейской общиной.

Недвусмысленно высказался рабби Бренер  и  о втором налете на клуб Hebraica в декабре 2007г. Вскоре после этого налета даже Конфедерация еврейских организаций Венесуэлы, возглавляемая осторожным Фредом Пресснером, отказалась от призывов к сдержанности.

* * *

На сегодняшний день треть венесуэльских евреев покинула страну, а из оставшихся кто-то чувствует себя неуютно, кто-то испытывает тревогу, а кто-то охвачен страхом. На вопрос, почему они не уезжают, некоторые приводят объяснения экономического порядка.

Евреи, как  и  раньше, пользуются полной свободой передвижения, а насильственные проявления антисемитизма многих из них лично не затрагивают. Поэтому они остаются в стране, стоически перенося бремя экономического  и  политического шантажа  и  надеясь на перемены к лучшему.

The Wall Street Journal, maof

P.S. Президент Венесуэлы Чавес на встрече с лидерами Всемирного еврейского конгресса (ВЕК) пообещал им всеми способами бороться с антисемитизмом. Глава Еврейского конгресса Латинской Америки Джек Трефинс заявил, что «еврейская община всего мира на данный момент находится в состоянии мира с Чавесом».

«Имеются разногласия по отдельным вопросам. Но когда это касается проблемы антисемитизма, я думаю, что мы занимаем одинаковую позицию», — сказал Майкл Шнайдер, генеральный секретарь ВЕК. «Мы выразили обеспокоенность этим вопросом,  и  он сказал нам, что он не антисемит», — добавил М.Шнайдер.

Возможно, в Тель-Авив вскоре вернется венесуэльский посол, отозванный в августе 2006 года «в знак протеста против агрессивной политики Израиля».

В самой Венесуэле отношение к еврейской общине, по словам Чавеса, «открытое  и  дружелюбное».

По материалам АЕН  и 
European Jewish Press
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org