«Еврейский Обозреватель»
НАША ИСТОРИЯ
17/180
Сентябрь 2008
5768 Элул

РАББИ ИСРАЭЛЬ БААЛ ШЕМ-ТОВ

ШЛОМО-ВЛАДИМИР ШВАРЦМАН

На главную страницу Распечатать

В XVIII веке возникло новое религиозное движение среди украинских евреев — хасидизм, буквальный перевод — «учение благочестия» от слова «хасид» — «благочестивый». Его основателем и духовным вождем хасидов стал рабби Исраэль бен Элиэзер, или Баал Шем-Тов (сокращенно Бешт), что означает дословно «обладатель доброго имени». Его учение было восторженно встречено евреями Украины, откуда оно затем распространилось и на другие страны Восточной Европы.

Рабби Исраэль бен Элиэзер родился в 1700 году. Рано остался сиротой, учился в хедере. В двенадцать лет, чтобы заработать на жизнь, стал помощником меламеда — учителя. Легенда рассказывает, что однажды, когда он вел детей в синагогу, на дороге показался волк. Но Исраэль не испугался, он помнил слова отца: «Помни, что с тобой всегда   Б-г , и потому ничего не бойся». И мальчик убил волка, распевая псалмы.

В 18 лет Баал Шем-Тов женился. Он часто переезжал из одного местечка в другое, был меламедом — учителем, резником, кантором в синагоге. Он был прям, честен, опытен в житейских делах, прекрасно знал Тору, и его часто избирали судьей во всяких спорах и тяжбах. Через некоторое время Баал Шем-Тов с женой и детьми поселился среди Карпатских гор, между местечками Куты и Косов в деревне у леса, в домике возле озера. Там он молился, размышлял, изучал Каббалу, в озере совершал ежедневные омовения, помогал жене управляться с хозяйством. Баал Шем-Тов часто уединялся в лесу, где проводил время в молитвах. Во время долгого пребывания в лесах и горах он узнал лечебные свойства разных трав и стал искусным в лечении болезней. Так, по преданию, Баал Шем-Тов прожил тихой созерцательной жизнью семь лет среди гор, долин и лесов. Легенда рассказывает, что в тех же горах жил «ватажок повстанців-опришків» по имени Олекса Довбуш. Однажды Баал Шем-Тов указал ему пещеру с подземным ходом, через который тот ушел от преследователей со своим отрядом, и за это предводитель опришков подарил ему трубку. Баал Шем-Тов никогда не расставался с трубкой Довбуша и постоянно курил ее.

Когда Баал Шем-Тову исполнилось 36 лет, он стал целителем, странствовал по городам и деревням Подолии и Волыни, лечил больных молитвами и целебными травами; он лечил не только евреев, но и украинских, и польских крестьян, панов. Многие уже считали его святым человеком, праведником, который обладает даром прорицания и чудесных знамений. Его просили часто помочь в трудном деле или излечить больного. Когда он приезжал в какое-либо местечко, его тут же окружала толпа. Вот как об этом писал современник: «Когда он приехал в Радвил, стали ходить к нему массами жители города за лекарствами, и так повторялось в прочих городах, по которым он разъезжал». Помогая людям, Баал Шем-Тов обучал их простой вере, идущей из глубины сердца молитве. В синагогах он молился горячо, раскачивался всем корпусом. Один путешественник как-то увидел, что хасиды раскачиваются во время молитвы, но не мог понять, зачем они это делают. И Баал Шем-Тов рассказал ему такую притчу: «Однажды на празднике гости наслаждались веселой музыкой, которую играли музыканты. Потом они стали танцевать под эту музыку. Мимо проходил глухой. Он заглянул в окно, увидел танцующих, но музыку не услышал. «Какая глупость, — воскликнул он.— Взрослые люди скачут безо всякой причины». Путешественник все понял. Музыка, под которую раскачивались хасиды, раздавалась в их сердцах. А путешественник был к ней глух.

Около 1740 года Баал Шем-Тов поселился в Меджибоже, где и провел последние двадцать лет своей жизни. К нему толпами приходили и приезжали со всех сторон— для исцеления, поддержки и совета. Многих привлекала его простота в общении, дружелюбие, любовь к простому человеку, внимание к его нуждам, он всегда был готов каждого утешить и ободрить. Он постоянно помогал бедным, часто ходил по улицам и базарам, очевидцы видели его «всегда с трубкой во рту», он останавливался, «разговаривал даже с прохожими женщинами».

Рабби Исраэль бен Элиэзер распространял свое учение устно. Он ничего не записывал и очень не любил, когда это делали другие: «Я сказал одно, ты услышал другое, а записал третье». Только через двадцать лет после его смерти, его ученик, рабби Яаков Йосеф Коэн из Полонного выпустил книгу, в которой изречения Баал Шем-Това приводились с таким постоянным повтором: «Слышал я от учителя моего». Выходили затем и другие книги, и по этим источникам можно составить понятие об учении основателя хасидизма.

Баал Шем-Тов учил: «Все в мире полно Творцом... Мир во всем своем разнообразии создан как бы из самого  Б-га  и вместе с тем неотделим от Него. Мир — из  Б-га  и в  Б-ге . Пусть человек постоянно пребывает в радостном расположении духа, пусть думает и верует, что  Б-г  находится всегда с ним и охраняет его; что от воли  Б-га  зависит во всякую минуту разрушить мир или воссоздать его, а следовательно, надо только на  Б-га  уповать и только Его бояться». Он любил повторять: «Все, чего я достиг в жизни, я достиг молитвой». Служить  Б-гу  можно также исполнением заповедей, иной раз даже будничным разговором: «Человек — как бы лестница, вершиною своею упирающаяся в небо; все его поступки и слова оказывают воздействие на небесные сферы». Каждое доброе дело способствует гармонии на Небесах и ведет к избавлению, каждое злое дело — разрушает и ведет к хаосу.

Также Баал Шем-Тов считал, что за проступки не нужно налагать посты и другие наказания, но лучше всего искупить грех сердечным покаянием. «Если что-нибудь препятствует человеку совершить то или другое богоугодное дело, он не должен печалиться, потому что  Б-г  знает сердца людей и понимает, что тут было доброе желание, но только возможности не было». Известен случай, когда один проповедник обличал слушателей в синагоге и пугал их вечными загробными муками, а Баал Шем-Тов очень рассердился на него и сказал: «Ты напрасно ругаешь евреев. Погляди: бедный еврей весь день бегает, суетится, чтобы в поте лица заработать себе кусок хлеба; но как только настает вечер, он уже в испуге бросает свои дела и, опасаясь пропустить время молитвы, забегает в синагогу, чтобы хоть наскоро помолиться. Он молится и от забот не знает, что шепчут его уста, и все-таки там, на Небесах, весь хор ангелов содрогается, когда к ним доносятся слова этой молитвы».

Скончался рабби Исраэль бен Элиэзер в Меджибоже 22 мая 1760 года, в седьмой день месяца сиван 5520 года по еврейскому календарю. Это был первый день праздника Шавуот, и рабби Исраэль еще ходил, принимал посетителей, сказал краткую проповедь, но ближайшим своим ученикам сообщил, что в этот день он уходит из мира. «Не тревожьтесь обо мне, потому что я выйду в одну дверь и войду в другую, но я сокрушаюсь о вас, которые должны понести потерю». Один из учеников стал молиться за него. «Слишком поздно, — сказал ему учитель. — Свершилось, и свершившегося не отменить». Затем он много еще говорил о вере, о душе, о смысле жизни — все тише и невнятнее, пока его не перестали понимать. Вечером того же дня он скончался. Перед смертью Баал Шем-Тов объявил своим преемником рабби Дов Бера из Межиречья, «Великого магида» — проповедника.

Рабби Дов Бер был духовным лидером хасидов двенадцать лет, и после смерти своего учителя его ближайшие ученики разъехались по городам и местечкам, основывая там хасидские общины. Это были рабби Элимелех из Лежайска и его брат, рабби Зуся из Аннополя, рабби Менахем Нахум из Чернобыля, рабби Исраэль из Козениц, рабби Леви Ицхак из Бердичева, рабби Аарон из Карлина, рабби Менахем Мендель из Витебска, рабби Шнеур Залман из Ляд и другие. Могила рабби Исраэля Баал Шем-Това цела и по сей день на старом кладбище, а местечко Меджибож Хмельницкой области стало местом паломничества для многих.

Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org