Начало в № 14 (177)
«Я ЗАБЕРУ ТВОЮ БОЛЬ...»
В резолюции о геноциде армян, принятой недавно конгрессом США, приводятся слова Гитлера, сказанные им в 1939 году: «Кто помнит сейчас о резне армян?» Фактически с этих слов начинался Холокост. Закономерная параллель между двумя крупнейшими геноцидами XX века: геноцид армян остался безнаказанным, что и обусловило Холокост. Не будем забывать об этом!
Огромная стела серого камня вознеслась к небесам, словно вопиет о страшной катастрофе армянского народа. У подножия монумента из недр земли вырывается Вечный огонь. Оттуда же, из земли, льется траурная музыка. Мы — в Ереване, на холме Цицернакаберд, у мемориала жертвам геноцида.
Рядом, на Аллее памяти, установлены мемориальные плиты, среди которых одна — с именем еврея Генри Моргентау, посла США в Османской империи в 1913–1916 годах, организовавшего и возглавившего движение протеста против геноцида армян. Еще одна — в память о Теодоре Верфеле, авторе «40 дней Мусса Дага», одного из самых ярких романов об армянской резне.
Есть в центре Еревана еще один памятник. Он уникален тем, что к нему приносят и цветы, и камни. Он объединил два горя, две боли — геноцида и Холокоста, — две величайшие трагедии ХХ века, схожую участь армянского и еврейского народов. На двух белоснежных стелах надписи на армянском и на иврите: «Быть или забыть...» Между стелами — стилизованный огонь Памяти двух народов.
Мемориал открыли 27 сентября 2006 года. Инициатором его создания в центре армянской столицы стала еврейская община Армении. Открывали памятник под звуки скрипок, исполняющих «Песнь песней» композитора Вилли Вайнера.
Есть в армянском языке выражение: «Цавэт танэм». Дословно переводится так: «Я заберу твою боль». Смысл прост: я возьму на себя часть твоих страданий, и тебе станет легче. Страшная память — о геноциде и о Холокосте — объединяет два народа: «Цавэт танэм!..»
«EXODUS» ВАЙНЕРА, ИЛИ МИСТЕР ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Вилли Вайнер — замечательный композитор и великолепный музыкант. Кроме того, он президент Еврейского культурного центра «Менора» в Армении, созданного в марте 1994 года. В 1997-м провели первое масштабное культурное мероприятие, — цикл концертов, посвященных 3000-летию Иерусалима, — которое вместе с ЕКЦ отмечала вся общественность Армении.
Потом были спектакль «Поминальная молитва», запись оркестровых пьес Вайнера — «Хасидский танец», «Мой Иерусалим» и «Еврейская колыбельная» — с эстрадно-симфоническим оркестром Гостелерадио Армении; создание концертной программы на иврите и идише.
Сегодня ЕКЦ «Менора» объединяет более 50 человек, в основном людей искусства и творческую молодежь. По настоящему дружеские отношения у центра «Менора» сложились с Управлением по делам национальных меньшинств и религий правительства Армении, которым руководит Грануш Харатян.
Полтора года назад состоялось открытие Культурного центра национальных общин Армении. Еще один друг еврейской общины — советник президента Армении Серго Ерицян — назвал этот центр Домом наций. В общем, по словам Серго Ерицяна, если говорить об антисемитизме и ксенофобии, Армении можно поставить диагноз «практически здорова». И прилагаются все усилия, чтобы межнациональное и межконфессиональное «здоровье» только укреплялось.
Вилли Вайнер последовательно движется в том же направлении. Ведь он — признанный «Мистер Толерантность» Республики Армения! ЕКЦ «Менора» разработал долгосрочный проект «Через культуру к толерантности», который осуществляется при поддержке и содействии МИД РА и ереванского бюро ОБСЕ (2005–2008 годы).
ЕВРЕЙСКИЙ КОРАБЛЬ
Конечно, здесь, в Армении напрашивается сравнение не с кораблем, а с ковчегом. Но это было бы некорректно. Я не знаю, сколько на ковчеге было палуб. А в ереванской синагоге — знаю: три.
Пристань еврейского корабля — в Ереване на улице Нар-Доси, 23. Это Еврейский религиозный центр Армении «Мордехай Нави». Капитан — раввин Герш-Меир Бурштейн, а его верная подруга в трудном плавании по высоким волнам веры — ребецн Лея Премыслер, возглавляющая благотворительный общинный центр «Орот Хесед».
Общинный центр «Мордехай Нави» — это, конечно, молельный зал, а также благотворительная столовая и воскресная школа.
История еврейской религиозной общины Армении начиналась в 1980-х, рассказывает рав Герш. А Вилли Вайнер вспоминает аж 1970-е, когда они с Давидом Верхом, открыв телефонный справочник Еревана, просто обзвонили всех «-штейнов», «-еров» и «-манов», благодаря чему удалось перезнакомить большое количество еврейских семей. Потом собирали книги, еврейские журналы, пластинки, ноты.
— Кто-то уберег старый сидур своего деда, у кого-то нашлась Тора... Все приносили в созданный нами центр для общего большого дела. Стремились таким образом вернуться к своим корням.
В конце 1980-х учреждается «АРЕВ» — организация армяно-еврейских культурных связей. Инициативная группа в 1991 году организует еврейскую религиозную общину Армении. Тогда же была открыта первая в республике еврейская воскресная школа «Тора Ор» («Свет Торы»). В дальнейшем появился и Еврейский культурный центр (сначала «Тхия», а позже — «Менора»).
« В 1992 году в Комитете по делам религий при президенте мы зарегистрировали еврейскую религиозную общину Армении. В начале 1993 года был создан объединительный Совет евреев Армении», — рассказывает рав Герш.
В 1995 году раввин Герш-Меир Бурштейн при спонсорской поддержке приобретает здание под Еврейский религиозный общинный центр Армении «Мордехай Нави», названный в память о разрушенной ереванской синагоге.
В настоящее время в центре «Мордехай Нави» реализуются различные программы — религиозные и образовательные, благотворительные программы «Орот Хесед» — всего более 20. Программы «Хеседа» курирует хазан синагоги «Мордехай Нави» Артур Петросян. Он историк, а потому — большая находка для общины.
Продолжает работать детская воскресная школа «Тора Ор», идут занятия по традициям и истории, ивриту, музыке и английскому языку; ребята изучают основы Торы, а в старших классах — Талмуда, еврейского закона. Здесь же кошерно и бесплатно обедают.
Рав Герш рассказывает: историческая синагога, расположенная в старом районе того Еревана, что подвергся коренной перестройке в советские времена, увы, была утрачена. Община сумела купить это здание на Нар-Доси, 23, но городские власти всё никак не успокоятся: не так давно мэрия Еревана сообщила в письме, что оно подлежит... «отчуждению в пользу государства»!
ТЕПЛО ДУШИ
«Тепло души» — так называлась статья в общинной газете «Коэлет», рассказывающая о семье Кишиневских — Владимире и Тамаре, их детях Давиде и Анне. Глава семьи — активист религиозной общины, а его супругу здесь называют «Доктор Тамара» — она уже много лет самоотверженно трудится в благотворительном центре «Орот Хесед», на ее попечении — больше 100 пенсионеров и инвалидов.
На улице Агатангехоси, дом 7, в обычной квартире 252 обычной панельной многоэтажки расположился еврейский центр. Здесь — и офис раввина Армении, и библиотека, и медицинский центр, куда к Доктору Тамаре (да-да, именно так, с большой буквы!) за помощью, поддержкой и просто добрым словом и участием приходят многие евреи Еревана.
Здесь же, в библиотеке, — обширный выбор книг на русском, английском, иврите и идише, а также издания по иудаизму, еврейской истории и культуре, учебная и художественная литература, периодика стран ближнего и дальнего зарубежья.
Это — центр проведения интеллектуального досуга, литературных вечеров, встреч с читателями. В том числе и с читателями издаваемой при общине с 1997 года газеты «Коэлет». Виталий Степанов, ее редактор, рассказывает о том, какие замечательные люди — евреи Армении! Но лучше один раз увидеть...
Мы знакомимся с Олегом Винницким, он — сотрудник Института физики НАН, уникальный специалист по ядерной электронике. Нелли Зиновьевна Карапетян-Гольдина — блокадница « в квадрате»: ей пришлось пережить блокаду и в Ленинграде, и в Ереване. И при этом удалось сохранить бодрость и оптимизм! «Я прихожу в общину, как к себе домой, со всеми своими печалями и радостями, — говорит Нелли Зиновьевна. — И армяне, наши соседи, и евреи не дают чувствовать себя одинокой, ведь меня окружают очень хорошие люди».
Игорь Заславский — член-корреспондент Академии наук Армении, профессор, доктор наук, автор более 100 научных работ, выдающийся ученый-математик и удивительный человек. Родом из Ленинграда, окончил с золотой медалью школу, поступил в Ленинградский университет, а в 1957 году был арестован за участие в диссидентской группе Револьта Пименова. Кроме того, у него нашли дневник, в котором он «записывал все свои эмоции по поводу советской власти»: «Я помню одну формулировку — «Коммунистическое государство — враг цивилизации!» Естественно, они решили, что я главный идеолог этих диссидентов».
Игорь Дмитриевич получил два года, которые провел в Мордовии в исправительно-трудовом лагере. Он считает, что «отделался легким испугом». Выйдя на волю, вернуться домой в Ленинград не смог — только за 101-й километр! И снова, считает он, повезло невероятно: в 1959-м, после тщетных попыток найти работу, «неприкаянного молодого человека» взял к себе Рафаэль Александрян, будущий академик, в то время директор вычислительного центра АН Армении.
С тех пор Игорь Заславский живет в Ереване (где сначала его отказались даже прописать), работает в Академии наук, преподает в Ереванском университете. Стал кандидатом, потом доктором наук, профессором, членом-корреспондентом. Читает курсы математической логики, теории алгоритмов. Параллельно занялся математической лингвистикой, машинным переводом...
Конечно, развал науки в Армении его удручает:
— Все рухнуло, лишь кое-что уцелело. Ведь здесь был мировой научный центр, а сейчас на этом месте коровы гуляют...
...Мы сидим в гостях у Кишиневских, едим вкуснейшую далму (ее рецепт можно узнать из рубрики «Кошерное меню»), слушаем вживую музыку Вилли Вайнера и душевно беседуем. О жизни в Ереване, ее радостях и трудностях, об общине, о возрождении армянского идишкайта. И начинаем понимать: если закрыть глаза на материальные трудности, то по-человечески евреям в Армении живется неплохо. Ведь, как сказал кто-то из присутствовавших, «армяне сами себе евреи»...
НАЛОГ НА ВОЗДУХ
— Не забудьте оставить деньги на то, чтобы оплатить «налог на воздух», — предупреждает нас Владимир Кишиневский.
— Налог... на что?
Оказывается, в аэропорту Еревана каждый вылетающий пассажир обязан заплатить 10 тыс. драмов (порядка 35 долларов) за право покинуть гостеприимную армянскую землю. Плата за въездную визу предусмотрена в большинстве стран мира. Но, наверное, только хитроумные армяне додумались продавать визу... выездную!
...Мы неохотно расстаемся с гостеприимным Ереваном, трудолюбивым и мудрым народом Армении, евреями этой страны, с течением времен ставшими естественной составляющей сурового и прекрасного горного пейзажа. И говорим:
— Цтесуцюн, Хайястан! Минч хандипум! До, свидания Армения! До встречи!
«Лехаим»
|