«Еврейский Обозреватель»
ДИАСПОРА
15/178
Август 2008
5768 Ав

  В  СТРАНЕ МНОГОЦВЕТНОГО ТУФА

ИЛЬЯ КАРПЕНКО

На главную страницу Распечатать

Начало  в  № 14 (177)

«Я ЗАБЕРУ ТВОЮ БОЛЬ...»

 В  резолюции о геноциде армян, принятой недавно конгрессом США, приводятся слова Гитлера, сказанные им  в  1939 году: «Кто помнит сейчас о резне армян?» Фактически с этих слов начинался Холокост. Закономерная параллель между двумя крупнейшими геноцидами XX века: геноцид армян остался безнаказанным, что и обусловило Холокост. Не будем забывать об этом!

Огромная стела серого камня вознеслась к небесам, словно вопиет о страшной катастрофе армянского народа. У подножия монумента из недр земли вырывается Вечный огонь. Оттуда же, из земли, льется траурная музыка. Мы —  в  Ереване, на холме Цицернакаберд, у мемориала жертвам геноцида.

Рядом, на Аллее памяти, установлены мемориальные плиты, среди которых одна — с именем еврея Генри Моргентау, посла США  в  Османской империи  в  1913–1916 годах, организовавшего и возглавившего движение протеста против геноцида армян. Еще одна —  в  память о Теодоре Верфеле, авторе «40 дней Мусса Дага», одного из самых ярких романов об армянской резне.

Есть  в  центре Еревана еще один памятник. Он уникален тем, что к нему приносят и цветы, и камни. Он объединил два горя, две боли — геноцида и Холокоста, — две величайшие трагедии ХХ века, схожую участь армянского и еврейского народов. На двух белоснежных стелах надписи на армянском и на иврите: «Быть или забыть...» Между стелами — стилизованный огонь Памяти двух народов.

Мемориал открыли 27 сентября 2006 года. Инициатором его создания  в  центре армянской столицы стала еврейская община Армении. Открывали памятник под звуки скрипок, исполняющих «Песнь песней» композитора Вилли Вайнера.

Есть  в  армянском языке выражение: «Цавэт танэм». Дословно переводится так: «Я заберу твою боль». Смысл прост: я возьму на себя часть твоих страданий, и тебе станет легче. Страшная память — о геноциде и о Холокосте — объединяет два народа: «Цавэт танэм!..»

«EXODUS» ВАЙНЕРА, ИЛИ МИСТЕР ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Вилли Вайнер — замечательный композитор и великолепный музыкант. Кроме того, он президент Еврейского культурного центра «Менора»  в  Армении, созданного  в  марте 1994 года.  В  1997-м провели первое масштабное культурное мероприятие, — цикл концертов, посвященных 3000-летию Иерусалима, — которое вместе с ЕКЦ отмечала вся общественность Армении.

Потом были спектакль «Поминальная молитва», запись оркестровых пьес Вайнера — «Хасидский танец», «Мой Иерусалим» и «Еврейская колыбельная» — с эстрадно-симфоническим оркестром Гостелерадио Армении; создание концертной программы на иврите и идише.

Сегодня ЕКЦ «Менора» объединяет более 50 человек,  в  основном людей искусства и творческую молодежь. По настоящему дружеские отношения у центра «Менора» сложились с Управлением по делам национальных меньшинств и религий правительства Армении, которым руководит Грануш Харатян.

Полтора года назад состоялось открытие Культурного центра национальных общин Армении. Еще один друг еврейской общины — советник президента Армении Серго Ерицян — назвал этот центр Домом наций.  В  общем, по словам Серго Ерицяна, если говорить об антисемитизме и ксенофобии, Армении можно поставить диагноз «практически здорова». И прилагаются все усилия, чтобы межнациональное и межконфессиональное «здоровье» только укреплялось.

Вилли Вайнер последовательно движется  в  том же направлении. Ведь он — признанный «Мистер Толерантность» Республики Армения! ЕКЦ «Менора» разработал долгосрочный проект «Через культуру к толерантности», который осуществляется при поддержке и содействии МИД РА и ереванского бюро ОБСЕ (2005–2008 годы).

ЕВРЕЙСКИЙ КОРАБЛЬ

Конечно, здесь,  в  Армении напрашивается сравнение не с кораблем, а с ковчегом. Но это было бы некорректно. Я не знаю, сколько на ковчеге было палуб. А  в  ереванской синагоге — знаю: три.

Пристань еврейского корабля —  в  Ереване на улице Нар-Доси, 23. Это Еврейский религиозный центр Армении «Мордехай Нави». Капитан — раввин Герш-Меир Бурштейн, а его верная подруга  в  трудном плавании по высоким волнам веры — ребецн Лея Премыслер, возглавляющая благотворительный общинный центр «Орот Хесед».

Общинный центр «Мордехай Нави» — это, конечно, молельный зал, а также благотворительная столовая и воскресная школа.

История еврейской религиозной общины Армении начиналась  в  1980-х, рассказывает рав Герш. А Вилли Вайнер вспоминает аж 1970-е, когда они с Давидом Верхом, открыв телефонный справочник Еревана, просто обзвонили всех «-штейнов», «-еров» и «-манов», благодаря чему удалось перезнакомить большое количество еврейских семей. Потом собирали книги, еврейские журналы, пластинки, ноты.

— Кто-то уберег старый сидур своего деда, у кого-то нашлась Тора... Все приносили  в  созданный нами центр для общего большого дела. Стремились таким образом вернуться к своим корням.

 В  конце 1980-х учреждается «АРЕВ» — организация армяно-еврейских культурных связей. Инициативная группа  в  1991 году организует еврейскую религиозную общину Армении. Тогда же была открыта первая  в  республике еврейская воскресная школа «Тора Ор» («Свет Торы»).  В  дальнейшем появился и Еврейский культурный центр (сначала «Тхия», а позже — «Менора»).

« В  1992 году  в  Комитете по делам религий при президенте мы зарегистрировали еврейскую религиозную общину Армении.  В  начале 1993 года был создан объединительный Совет евреев Армении», — рассказывает рав Герш.

 В  1995 году раввин Герш-Меир Бурштейн при спонсорской поддержке приобретает здание под Еврейский религиозный общинный центр Армении «Мордехай Нави», названный  в  память о разрушенной ереванской синагоге.

 В  настоящее время  в  центре «Мордехай Нави» реализуются различные программы — религиозные и образовательные, благотворительные программы «Орот Хесед» — всего более 20. Программы «Хеседа» курирует хазан синагоги «Мордехай Нави» Артур Петросян. Он историк, а потому — большая находка для общины.

Продолжает работать детская воскресная школа «Тора Ор», идут занятия по традициям и истории, ивриту, музыке и английскому языку; ребята изучают основы Торы, а  в  старших классах — Талмуда, еврейского закона. Здесь же кошерно и бесплатно обедают.

Рав Герш рассказывает: историческая синагога, расположенная  в  старом районе того Еревана, что подвергся коренной перестройке  в  советские времена, увы, была утрачена. Община сумела купить это здание на Нар-Доси, 23, но городские власти всё никак не успокоятся: не так давно мэрия Еревана сообщила  в  письме, что оно подлежит... «отчуждению  в  пользу государства»!

ТЕПЛО ДУШИ

«Тепло души» — так называлась статья  в  общинной газете «Коэлет», рассказывающая о семье Кишиневских — Владимире и Тамаре, их детях Давиде и Анне. Глава семьи — активист религиозной общины, а его супругу здесь называют «Доктор Тамара» — она уже много лет самоотверженно трудится  в  благотворительном центре «Орот Хесед», на ее попечении — больше 100 пенсионеров и инвалидов.

На улице Агатангехоси, дом 7,  в  обычной квартире 252 обычной панельной многоэтажки расположился еврейский центр. Здесь — и офис раввина Армении, и библиотека, и медицинский центр, куда к Доктору Тамаре (да-да, именно так, с большой буквы!) за помощью, поддержкой и просто добрым словом и участием приходят многие евреи Еревана.

Здесь же,  в  библиотеке, — обширный выбор книг на русском, английском, иврите и идише, а также издания по иудаизму, еврейской истории и культуре, учебная и художественная литература, периодика стран ближнего и дальнего зарубежья.

Это — центр проведения интеллектуального досуга, литературных вечеров, встреч с читателями.  В  том числе и с читателями издаваемой при общине с 1997 года газеты «Коэлет». Виталий Степанов, ее редактор, рассказывает о том, какие замечательные люди — евреи Армении! Но лучше один раз увидеть...

Мы знакомимся с Олегом Винницким, он — сотрудник Института физики НАН, уникальный специалист по ядерной электронике. Нелли Зиновьевна Карапетян-Гольдина — блокадница « в  квадрате»: ей пришлось пережить блокаду и  в  Ленинграде, и  в  Ереване. И при этом удалось сохранить бодрость и оптимизм! «Я прихожу  в  общину, как к себе домой, со всеми своими печалями и радостями, — говорит Нелли Зиновьевна. — И армяне, наши соседи, и евреи не дают чувствовать себя одинокой, ведь меня окружают очень хорошие люди».

Игорь Заславский — член-корреспондент Академии наук Армении, профессор, доктор наук, автор более 100 научных работ, выдающийся ученый-математик и удивительный человек. Родом из Ленинграда, окончил с золотой медалью школу, поступил  в  Ленинградский университет, а  в  1957 году был арестован за участие  в  диссидентской группе Револьта Пименова. Кроме того, у него нашли дневник,  в  котором он «записывал все свои эмоции по поводу советской власти»: «Я помню одну формулировку — «Коммунистическое государство — враг цивилизации!» Естественно, они решили, что я главный идеолог этих диссидентов».

Игорь Дмитриевич получил два года, которые провел  в  Мордовии  в  исправительно-трудовом лагере. Он считает, что «отделался легким испугом». Выйдя на волю, вернуться домой  в  Ленинград не смог — только за 101-й километр! И снова, считает он, повезло невероятно:  в  1959-м, после тщетных попыток найти работу, «неприкаянного молодого человека» взял к себе Рафаэль Александрян, будущий академик,  в  то время директор вычислительного центра АН Армении.

С тех пор Игорь Заславский живет  в  Ереване (где сначала его отказались даже прописать), работает  в  Академии наук, преподает  в  Ереванском университете. Стал кандидатом, потом доктором наук, профессором, членом-корреспондентом. Читает курсы математической логики, теории алгоритмов. Параллельно занялся математической лингвистикой, машинным переводом...

Конечно, развал науки  в  Армении его удручает:

— Все рухнуло, лишь кое-что уцелело. Ведь здесь был мировой научный центр, а сейчас на этом месте коровы гуляют...

...Мы сидим  в  гостях у Кишиневских, едим вкуснейшую далму (ее рецепт можно узнать из рубрики «Кошерное меню»), слушаем вживую музыку Вилли Вайнера и душевно беседуем. О жизни  в  Ереване, ее радостях и трудностях, об общине, о возрождении армянского идишкайта. И начинаем понимать: если закрыть глаза на материальные трудности, то по-человечески евреям  в  Армении живется неплохо. Ведь, как сказал кто-то из присутствовавших, «армяне сами себе евреи»...

НАЛОГ НА ВОЗДУХ

— Не забудьте оставить деньги на то, чтобы оплатить «налог на воздух», — предупреждает нас Владимир Кишиневский.

— Налог... на что?

Оказывается,  в  аэропорту Еревана каждый вылетающий пассажир обязан заплатить 10 тыс. драмов (порядка 35 долларов) за право покинуть гостеприимную армянскую землю. Плата за въездную визу предусмотрена  в  большинстве стран мира. Но, наверное, только хитроумные армяне додумались продавать визу... выездную!

...Мы неохотно расстаемся с гостеприимным Ереваном, трудолюбивым и мудрым народом Армении, евреями этой страны, с течением времен ставшими естественной составляющей сурового и прекрасного горного пейзажа. И говорим:

— Цтесуцюн, Хайястан! Минч хандипум! До, свидания Армения! До встречи!

«Лехаим»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org