Давно знаком с Лидией Матвеевной Коротиной по Республиканскому дому актера и Киевскому городскому совету ветеранов сцены, исполняющей обязанности председателя которого она является ныне. Даже однажды писал о ней как об активнейшем волонтере хеседа «Нахалат Авот Азриэль» и многолетней хозяйке теплого дома, организованного в ее квартире. И вдруг она открылась для меня совершенно другой стороной, пригласив на встречу по случаю 50-летия выпуска 10- б класса средней школы № 139.
— Вы еще и учительницей были? — удивился я, и попросил более подробно рассказать о своей жизни.
Предыстория педагогической деятельности была такова.
В 1940 году Лидия поступила в Одесский университет на филологический факультет. Война прервала учебу, и она эвакуировалась в Самарканд. Там работала на заводе и одновременно продолжала учебу в Самаркандском учительском институте.
В 1944 году приехала с мамой в Киев, где уже работал отец, и в 1945 году с отличием окончила Киевский пединститут.
Работать молодая учительница начала в средней школе № 101, а также преподавать русский язык и литературу офицерам штаба ВВС Киевского военного округа (КВО), которым война помешала получить среднее образование.
По просьбе директора средней школы № 139 в 1952 году она перешла работать в это учебное заведение. Здесь в полной мере и раскрылся ее талант учителя.
— Школа располагалась на Татарке — районе Киева, застроенном частными домиками, — вспоминает Л.Коротина. — Бедность тогда была невероятной. Город еще не залечил раны, нанесенные оккупацией, а моими учениками были изголодавшиеся за войну дети. Но ребята стремились к знаниям. Поскольку у меня не было своих детей, все они стали для меня родными. Причем, на всю жизнь.
С любовью и материнской гордостью рассказала Лидия Матвеевна о каждом из них, о том, какими они — дети войны — стали сейчас, через 50 лет после окончания школы: Валентин Герус — механиком завода им. Артема; Бронислава Лубенец — заведующей клинико-диагностической лабораторией Института урологии; Владимир Шиков был заместителем директора завода «Маяк», Алик Балясный — мастер спорта по пятиборью; Анатолий Крохин — член союза художников Украины.
— А еще, — настаивала она, — назовите Нину Дука, Леню Алифименко, Галю Шевенок, Свету Сахно, Лиду Полоник, Борю Стригуна...
Бывшие ученики, уже бабушки и дедушки, отвечают ей взаимностью:
— Лидия Матвеевна, Вы и сейчас наша учительница, добрый, чуткий, сердечный друг, умный наставник, — прочел я в приветственном адресе по случаю юбилея педагога.
Заслужить такую любовь не просто. В своей педагогической деятельности Лидия Коротина выходила далеко за рамки учебной программы. Она приглашала в школу известных деятелей культуры и искусства Украины.
Певица Киевской филармонии Татьяна Винниченко после первого своего выступления в школе рассказала об увиденном своему мужу — Платону Майбороде, и тот выступил с большой статьей в газете «Радянська Україна». «Это, — писал композитор, — может быть образцом того, как нужно вносить в жизнь школьников любовь к музыке, искусству, творчеству и вообще — к прекрасному».
Со временем Лидия Матвеевна начала комплектовать творческие коллективы совместно с Украинским театральным обществом, и вместе с ними в качестве руководителя музыкально-литературных композиций объездила почти всю Украину, побывав во многих школьных, трудовых, армейских коллективах.
Вначале Лидия Коротина совмещала педагогическую деятельность в школе с участием в составе концертных бригад, а в 1971 году окончательно перешла на творческую работу. Министерство культуры УССР вручило ей аттестат искусствоведа.
Большое внимание Лидия Матвеевна уделяла и уделяет пропаганде украинской оперы, а также рассказывает зрителям о художниках, музыкантах, поэтах и писателях разных эпох, посещавших Киев. И не просто побывавших в «матери городов русских», а и посвятивших городу свои произведения. Среди них: Михаил Глинка, Ференц Лист, Сергей Рахманинов и другие.
Многие газеты писали о Лидии Коротиной, о ее литературной и музыкальной деятельности, о творческой натуре этой трудолюбивой женщины. За 85 лет, насыщенных яркими событиями жизни, у нее скопились горы грамот, почетных наград и приветственных адресов.
— Не рассказывайте обо мне, — просила Лидия Коротина, — лучше о моих учениках, ставших нужными для общества людьми.
|