Хлебодаровка, Трудовое, Зачатьевка, Затишье... — какие живые, жизненные названия сел Донецкого региона. В каждом из них жили евреи, но война на месте жизни посеяла смерть.
Еврейская колония была расстреляна в Затишье в годы Отечественной войны.
Уничтожены люди, но жива память. Жива и будет жить вечно.
Не так давно был открыт памятный знак в селе Затишье Волновахского района. Под проливным дождем был проведен тогда митинг памяти.
С тех пор ежегодно в двадцатых числах июня члены еврейской общины Донецка едут в Затишье, чтобы убрать эту братскую могилу, поклониться мертвым, исполнить долг живых. Так было и на этот раз. Рано утром машина хеседа отправилась в путь. В машине те, чьи родные были казнены в годы войны; бывшие жители Затишья, успевшие эвакуироваться; люди, пережившие войну, подопечные Донецкого хеседа.
За год памятный знак утонул в траве, и члены еврейской общины начали с того, что вырвали сорняки, пропололи траву, убрали мусор. Кто-то из стариков периодически смахивал слезы, а они вновь и вновь наворачивались на глаза.
«Я обращаюсь к Б-гу : «Силу дай мне, чтоб свою ношу по земле нести...». Этими словами начался памятный митинг. Никакой торжественной обстановки, никакой показухи. Все шло от сердца, из самых затаенных глубин души. «Извините нас за то, что не смогли спасти вас», — говорили присутствующие.
Звучит (на аудиокассете) поминальная молитва по погибшим в Майданеке и Треблинке, в Бухенвальде и Освенциме...
К подножию монумента возложили цветы и отправились в обратный путь, чтобы через время опять вернуться сюда.
АЕН
|