«Еврейский Обозреватель»
БЛИЖНИЙ ВОСТОК
11/174
Июнь 2008
5768 Сиван

ПОЗИЦИИ ХИЗБАЛЛЫ УСИЛИЛИСЬ

РОБЕРТ Ф.УОРТ   И  НАДА БАКРИ

На главную страницу Распечатать

Соглашение о формировании нового правительства сулит выход из политического тупика, в котором Ливан находится уже полтора года, а также подчеркивает усиление мощи Ирана  и  Сирии, которые поддерживают Хизбаллу в ее борьбе с правящей коалицией, находящейся в союзе с США  и  Саудовской Аравией. Лидеры правительства пошли на уступки, поскольку альтернативой компромиссу была лишь война. Они утверждают, что все фракции обязались не применять оружие внутри страны, чем грешила Хизбалла во время уличных боев последних недель — худшей междоусобицы после гражданской войны в Ливане.

«Гражданской войны мы избежали», — заявил Валид Джумбалат, лидер правящей коалиции. Он добавил, что в соглашении содержится призыв в будущем вступить в диалог об оружии. Джумбалат надеется, что это условие в итоге позволит поднять вопрос об арсенале Хизбаллы.

Соглашение было заключено при посредничестве арабских государств в Дохе (Катар)  и  было сопряжено с дипломатическими усилиями крупных региональных держав, вовлеченных в игру в Ливане — Сирии, Ирана  и  Саудовской Аравии. По словам советника саудовского правительства, перед заключением соглашения некий иранский советник заверил Саудовскую Аравию, что Иран не желает вступать в конфронтацию с арабскими странами. По словам того же источника, Иран согласился воспользоваться своим влиянием, чтобы не допустить Хизбаллу в районы Ливана, населенные мусульманами-суннитами; подобные вторжения имели место во время стычек несколько недель тому назад.

В соглашении содержится договоренность о формировании нового правительства  и  принятии нового закона о выборах. Это положит конец сидячей демонстрации оппозиции: эта акция, продлившаяся полтора года, парализовала деловую активность в центральных кварталах Бейрута.

Однако соглашение не разрешило вопросов, которые в декабре 2006 года повлекли за собой правительственный кризис. Среди них проблемы оружия, которым располагает Хизбалла,  и  отношений между Ливаном  и  Сирией, которая в 2005 году, после убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири, вывела из страны свои войска, находившиеся на ливанской территории 29 лет.

Также остался неразрешенным спорный вопрос о сотрудничестве с судом ООН в расследовании убийства Харири  и  еще 10 убийств, произошедших впоследствии. Проправительственные силы обвиняют Сирию в причастности к этим убийствам.

Правящая коалиция высоко оценила новый пакт, назвав его справедливым компромиссом. Его также похвалили официальные лица Сирии, Ирана, Саудовской Аравии  и  Франции. Администрация Буша оценила соглашение как позитивный шаг. К. Дэвид Уэлч, заместитель госсекретаря США по делам Ближнего Востока, сказал, что это соглашение в потенциале может полностью воспрепятствовать возвращению Сирии в Ливан.

Многие ливанцы вздохнули с облегчением, толпы радостных людей хлынули в обычно безлюдный центр,  и  многие магазины, не работавшие более года, распахнули свои двери. Палаточный городок, где оппозиционеры полтора года проводили свою сидячую демонстрацию, постепенно разобрали.

«Мы пришли сюда праздновать: мечта стала реальностью», — говорит 32-летний Чади Ахмадие, сотрудник компании Solidere, которая отстроила центр города заново. Однако, добавил он, «это решение — как укол обезболивающего, который, как минимум, поможет нам пережить лето. Но по многим вопросам еще есть разногласия».

О соглашении было объявлено, когда Израиль признал, что участвует в непрямых переговорах о возможном мирном соглашении с Сирией. Это породило предположения о связи двух событий, хотя официальные лица, имевшие отношение к переговорам в Дохе, заявили, что ни о чем подобном им неизвестно.

Однако, по мнению некоторых аналитиков, решение Хизбаллы продемонстрировать свою военную мощь несколько недель тому назад, возможно, было отчасти основано на соображении, что договоренность между врагом движения — Израилем  и  Сирией, которая его, наоборот, поддерживает, может нанести ему вред.

«Решение Хизбаллы применить силу, возможно, было частично мотивировано опасениями, что Сирия  и  Израиль помирятся между собой, а следовательно, движению следует до этого момента консолидировать свою силу в Ливане», — говорит Пол Салем, директор Carnegie Middle East Center (Бейрут).

Соглашение, заключенное в Дохе, предполагает, что 16 портфелей в кабинете будут предоставлены правящему большинству, 11 — оппозиции, а еще 3 распределены новым президентом. Это позволит оппозиции накладывать вето на решения кабинета. До самого последнего времени правящая коалиция отказывалась согласиться на это требование.

Ливанское правительство давно уже пользуется энергичной поддержкой США  и  Саудовской Аравии, но, по-видимому, в начале мая правительство поступило чересчур самонадеянно, выступив против существования частной сети связи Хизбаллы  и  контроля движения над бейрутским аэропортом.

Лидер Хизбаллы шейх Хасан Насралла провозгласил, что эти решения правительства равносильны объявлению войны,  и  7 мая движение вывело своих бойцов  и  их союзников на улицы. За сутки шиитское движение захватило большую часть Западного Бейрута. Вспышка насилия перекинулась на север  и  восток Ливана. В результате погибло, как минимум, 62 человека, а страна оказалась на грани войны.

«The New York Times», Инопресса.ру
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2008 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org