В январе этого года в израильской газете "Гаарец" появилось сенсационное сообщение об уникальной археологической находке - каменной плите с надписью на древнееврейском языке, предположительно эпохи иудейского царя Йоаша (IX век до н.э.). Плита содержит текст о ремонтных работах, которые производились в Храме, и повторяет информацию, о которой упоминает Танах в Книге "Млахим" (II, 12-13), где говорится, что царь Иудеи Йоаш бен-Ахазиягу на 23-м году своего царствования отдал приказ собирать все пожертвования, делаемые народом на Храм, и на эти деньги произвести ремонтные работы в Храме, что и было сделано.
Надпись на плите гласит: "Йоаш, сын Ахазиягу, царь Йегуды. И я сделал в столице ремонтные работы (в Храме), когда переполнилось сердце каждого жителя страны, в пустыне и во всех городах Йегуды, и все принесли святые пожертвования, чтобы купить тесаные камни и кипарисы и медь Эдома, чтобы выполнить Б-гоугодную работу. И исправил я повреждения во всем Доме (Храме), и все стены вокруг него, и деревянные вещи, и решетки, и подъемы, и все выбоины, и двери, и сегодня я возвещаю, что мы преуспели в работе по приказу Вс-вышнего и на благо всего народа".
Таким образом, эта плита с надписью является первым документальным подтверждением достоверности событий, описываемых в Танахе.
Однако эта уникальная археологическая находка была обнаружена не, как следовало бы ожидать, учеными во время раскопок, а в груде строительного мусора, вывозимого с Храмовой горы и образовавшегося в процессе ее "реконструкции" (строительства подземной мечети), проводимой по указанию ВАКФа (Исламского совета).
Много горьких и возмущенных слов сказано израильскими учеными, журналистами и политиками по поводу строительных работ, уже несколько лет ведущихся на Храмовой горе. Совершенно справедливо их называют "варварскими, погромными действиями, приведшими к необратимым последствиям и огромным разрушениям". Однако дальше слов дело не идет.
Как сказал классик: "Васька слушает, да ест". Да и не очень-то слушает.
Но есть ли смысл возмущаться действиями ВАКФа? Они вполне понятны, логичны и предсказуемы. Предельно ясна также и цель, для достижения которой эти действия предпринимаются - доказать, что Храмовая гора ("Харам а-Шариф ", как называют ее арабы) является исключительно мусульманской святыней и что евреи не имеют на нее никакого права. Нынешний муфтий Иерусалима, шейх Икрема Сабри, заявил недавно: "Храмовая гора принадлежит только мусульманам, которые никому не позволят вмешиваться в их внутренние дела, в том числе и израильской администрации". Или, если пользоваться нынешним израильским политическим сленгом, "Харам а-Шариф - сначала", потом - Иль-Кудс (Иерусалим), далее - везде.
Как с горькой иронией писал в стихотворении "Арабская страна" Натан Альтерман:
...И арабские звезды блестят В вышине над арабской страной. Серп луны еще тонок и куц, Но рой звезд, не скупяся на труд, Льет сиянье на город Иль-Кудс, Где когда-то жил Малек Дауд.
А если появляются факты, противоречащие этому, - то, что ж, тем хуже для фактов.
Так что можно сколько угодно долго возмущаться действиями арабов, но занятие это вполне бесполезное. У них есть четко поставленная цель - сделать Храмовую гору judenfrei - свободной от евреев, причем не только от живущих ныне, но даже и от следов давно ушедших, тех, кто жил тысячи лет назад, уничтожить все следы еврейского присутствия в этом месте, чтобы таким образом разорвать связь еврейского народа со своим наследием.
И для решения этой задачи делается все возможное. Как говорил в годы оны Н.С.Хрущев: "Цели ясны, задачи определены - за работу, товарищи!" И работа кипит!
Так что дело в данном случае, как мне кажется, не в арабах и не в ВАКФе - дело, как всегда, в евреях.
Почему бы, как сказал тот же классик: "Речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить"?
Напомню, что 30 июля 1980 года Кнессет принял закон, согласно которому объединенный Иерусалим является столицей Государства Израиль, а , стало быть, израильская юрисдикция полностью распространяется на весь город, в том числе, естественно, и на Храмовую гору. И то, что внутренний контроль и наблюдение за порядком на ней осуществляет ВАКФ, действия закона никак не отменяет. Почему же без всякого разрешения и обязательного в таких случаях инженерного обоснования ведутся незаконные широкомасштабные строительные ( а вернее, разрушительные) работы? А закон безмолвствует.
К слову, о последствиях этой, с позволения сказать, "реконструкции". Результатом ее стала угроза обрушения южной стены Храмовой горы, что грозит обвалом и самой горе, и находящейся на ней мечети Аль-Акса, о чем давно предупреждали израильские специалисты. Сейчас ремонтные работы южной стены ведут иорданские инженеры (израильских инженеров к спасению мусульманских святынь, естественно, не допустили).
А ведь израильский закон далеко не всегда настолько молчалив и беспомощен.
Например, поселенческий форпост Хават-Гилад был разрушен (официально это называлось "эвакуирован") силами армии и полиции в кратчайшие сроки. И для этого было достаточно только приказа тогдашнего министра обороны (не будем здесь говорить ни о юридической обоснованности данного решения, ни о том, как происходила эта "эвакуация").
Столь же стремительно силы армии и полиции государства Израиль выселили из дома на высоте-26 (возле Кирьят-Арбы и Хеврона) Ливнат Озери с пятью детьми - из того самого дома, в котором незадолго до этого палестинскими террористами был убит их муж и отец - Натанэль Озери. Причем столь стремительно, что вдова даже не успела ничего взять с собой из находящегося в доме имущества, включая детские игрушки.
И тут самое время привести последний пример - могилу Йосефа в Шхеме, доступ к которой более двух лет и по сей день (с тех пор как ЦАХАЛ полностью вышел из Шхема и передал могилу Йосефа под контроль арабов) для евреев закрыт. А вернее то, что от нее осталось, поскольку сейчас могила Йосефа - место, которое имеет религиозную и общенациональную ценность для еврейского народа, - практически перестала существовать. Надгробие разрушено полностью, вместо него - груда камней, мусор и пепелище. По словам рава Йегуды Либмана, посетившего недавно это место в составе представительной делегации армейских раввинов, могила Йосефа отражает и символизирует общее положение с национальными и религиозными святынями еврейского народа.
В связи с этим интересно вспомнить еще одну деталь. Когда ЦАХАЛ в 2000 году ушел из Шхема, и появились опасения, что могила Йосефа будет разрушена, одна известная левая израильская политдама заявила, что, мол, евреям беспокоиться нечего, поскольку, на самом деле, Йосеф никакого отношения к этой могиле не имеет, а похоронен там какой-то арабский шейх. Как говорится, "если вы уронили свое достоинство, постарайтесь сделать вид, что это не ваше". Сами же арабы опровергли своими действиями эти ее слова - они бы и пальцем не позволили никому коснуться этого места, если бы там была могила арабского шейха. Ведь мусульмане как раз умеют хранить свои святые места.
Еще более интересно то, что наравне с Моше (Мусой) и Авраамом (Ибрагимом), мусульмане почитают и Йосефа (Юсуфа). Но, видимо, ненависть ко всему еврейскому оказалась сильней предписанного почитания.
***
"Храмовая гора в наших руках" ("Хар а-Байт бэ-ядейну") - эти слова произнес Мота Гур, когда его десантники освободили Храмовую гору. "Над Храмовой горой развевается израильский флаг", - писал в своих воспоминаниях о тех днях генерал Узи Наркисс. К сожалению, недолго развевался израильский флаг над Храмовой горой - всего несколько часов 7 июня 1967 года. Его почти сразу приказали снять, дабы избежать неприятностей со стороны арабов.
Сегодня там развевается палестинский флаг, и неприятности имеются по полной программе.
Великий еврейский поэт Ури-Цви Гринберг, поэт-пророк, как-то сказал: "Тот, кто владеет Храмовой горой, владеет всей Землей Израиля".
Так в чьих руках Храмовая гора?
|