Начало в № 10 (173)
СОЗИДАЯ ЖИЗНЬ
Евреи Нальчика — люди очень веселые и жизнерадостные. Шутки-прибаутки, дружеское подтрунивание, особый горско-еврейский юмор — разговоры так и искрятся.
— А вот и наш нимаз, — говорит один из членов нальчикской общины.
Мы на улице Рабочей, 19, подъезжаем к воротам, из-за которых выглядывает обычный трехэтажный дом. Нимаз — так на горско-еврейском языке называется синагога. Эта была построена в 1993 году взамен старой, одноэтажной. Увы, за пятнадцать лет ремонт здесь ни разу не делался, вид молитвенного зала и других помещений удручал.
Но благодаря инициативе раввина Леви Шабаева — племянника того самого Маркела Шабаева, который столько сделал для спасения Колонки в годы войны — решили: необходимы ремонт и полная реконструкция синагоги. В начале октября минувшего года начались строительные работы. Участвует в них и правительство КБР.
Здесь же рядышком, бок о бок с синагогой, — двухэтажное здание благотворительного фонда «Хесед Имид». Перед ним — мемориальный комплекс, посвященный евреям-нальчанам, павшим в годы Великой Отечественной. Мартиролог открывает имя Героя Советского Союза Исая Иллазарова.
На той же улице Рабочей — большая территория, с недавнего времени де-юре принадлежащая общине, и здание, в котором расположились Еврейская национально-культурная автономия КБР (ЕНКА) и еврейский культурный центр «Товуши» («Свет»). Работает он с 1988 года, здесь регулярно отмечают праздники, собирается молодежь, чествуют ветеранов. Здесь же собирается Семейный клуб, проводимый ЕНКА КБР, объединяющий около 70 человек всех возрастов.
Софья Шаулова и ее замечательные помощницы наперебой рассказывают о танцевальном ансамбле, вокальной студии, о школе искусств «Шуламит» — там юные ученики играют на фортепиано, поют в хоре, знакомятся с теорией музыки. В молодежном клубе «Имид» («Надежда») ребята проводят шабаты, изучают традиции, участвуют в семинарах по подготовке мадрихов-вожатых.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ
В декабре 2007 года состоялись выборы председателя еврейской религиозной общины. Главой ее стал Папуля. Так ласково и уважительно называют здесь Хацерона Алхасова. Роста в нем более двух метров, а весов таких, чтобы Папулю взвесить, не сыскать. Что говорить, во главе общины стоит большой человек!
При общине работают ульпан, библиотека, «Хевра Кадиша». Около 40 детей от семи лет занимаются в воскресной школе. Учатся и веселятся: то к ним клоунов пригласят, то в зоопарк отвезут. А летом ребята отдыхают в лагере на Черном море, выезжают в Приэльбрусье, на Голубые озера, Чегемские водопады.
«СТАЛИНСКАЯ ГАРМОНЬ»
Конечно, можно не танцевать лезгинку ни разу в жизни. Но как же без нее на Кавказе? И мы убедились: лучше лезгинов лезгинку танцуют только горские евреи!
Так, одним из создателей легендарного ансамбля «Горско-еврейская агитбригада», основанного в 1934 году, стал уже упомянутый нами Маркел Шабаев, в 1920–1930-х — руководитель первых агитбригад.
Вот фотография: Нальчик, 1960-е годы. В папахе, с газырями, с длинным кинжалом, в сверкающих лаком ичигах, вытянувшись в звенящую струну, танцует лезгинку усатый красавец. Это Падацур Ашуров, сын известного музыканта Танахума Ашурова. Именем отца названа одна из улиц города, и этим нальчикские евреи заслуженно гордятся: одним из первых в стране Танахум Ашуров получил звание заслуженного артиста РСФСР.
Две артистические семьи, две известные среди горских евреев всего мира фамилии — Ашуровы и Алхасовы. Многие поколения этих замечательных артистов дружат между собой и творчески соревнуются.
Хацерон Алхасов, дед и тезка нашего Папули, был заслуженным деятелем искусств Кабардино-Балкарии, великолепным музыкантом, гармонистом-виртуозом, собирателем и исполнителем мелодий горских евреев и других народов Северного Кавказа, автором песен, маршей, танцевальных произведений. В свое время он основал ансамбль «Кабардинка».
В 1927 году вместе с зурнистом Танахумом Ашуровым и бубнистом Ароном Исаковым Хацерон Алхасов создал национальное трио, которое завоевало широкую популярность, исполняя музыку горских евреев и других народов Кавказа.
Шалико Алхасов — сын Хацерона — показывает мне «сталинскую гармонь». На оборудованном часами и фонариком инструменте — мемориальная надпись:
Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской АССР Хацерон Ханинович Алхасов, г.Нальчик, 1936 год.
Шалико рассказывает удивительную историю подарков «вождя народов» членам национального трио — Алхасову, Ашурову, Исакову:
— Сталину их выступление очень понравилось. Но он удивился, почему музыканты разгуливают по Москве в черкесках. Сказал, что советские артисты не должны ходить по городу в сценической одежде. Поэтому подарил им костюмы. А еще часы, кинжалы. И по заказу Сталина сделали эту гармонь.
Светлана Алхасова вспоминает:
— Мой дедушка Танахум Ашуров был зурнистом, причем сам делал музыкальные инструменты. На основе зурны дагестанских ашугов он создал еврейскую зурну. Мой отец и брат приняли ремесло от дедушки. Только они вырезают такие зурны!
...Сегодня на свадьбе в Нальчике будет играть внук Танахума — Эдуард Ашуров. Специально ради этого приехал в родную Еврейскую колонку из Беэр-Шевы.
Традиция не умерла: теперь в Эрец Исраэль выступает национальное трио «Захар энд компани» в составе Захара Гилядова, Рафаэля Матаева и Эдуарда Ашурова. В руках у музыканта — дедовская зурна из кизила, которой больше ста лет.
Сыграет на свадьбе и Хацерон Алхасов-младший. Внук пошел по стопам легендарного деда: руководит замечательным нальчикским ансамблем «Мазаль» («Счастье»).
АХ, ЭТА СВАДЬБА!
Невесту зовут Сусанна Гилядова, жениха — Вадим Шубаев. Она из Нальчика, он из Пятигорска. До чего же красивая пара!..
Конечно, сегодня жених накануне свадьбы не бреет голову, как это было принято у его дедов и прадедов, а женщины не выбегают из своих саклей и не осыпают мукой его плечи.
Но все так же звучит «Свадебный марш» Танахума Ашурова, под который десятки лет невесту выводили из дома. И исполняет его Эдуард Ашуров — на первой зурне своего деда!
Бабушка невесты Надежда Мегирова (по-горско-еврейски ее имя — Шекар, в девичестве — Дегилова) вспоминает:
— Наши традиции никто не менял. Раньше делали свадьбу с понедельника по четверг. В понедельник все взрослые и пожилые люди собирались у жениха. Второй день там же гуляла молодежь, а взрослые — у невесты. То есть два поколения за одним столом не сидели. В среду у невесты — день отдыха, а в четверг ее забирали и опять у жениха гуляли. Хупа была в четверг. А сейчас — в любой день, кроме субботы.
...На Востоке говорят: «Свадьба — залог новой свадьбы». Наверное, именно поэтому с таким самозабвением Колонка празднует рождение новой семьи горских евреев. Еврейская колонка Нальчика не обезлюдеет. И родятся дети, которые создадут новые крепкие семьи евреев-горцев. Ведь свадьба — залог новой свадьбы!
«Лехаим»
|