ДИАСПОРА |
10/173 Май 2008 5768 Ияр |
ЕВРЕЙСКАЯ КОЛОНКАИЛЬЯ КАРПЕНКО |
|
Есть на Кавказе прекрасный край — Кабардино-Балкария. Столица — город Нальчик. А почти в самом его центре есть место, называемое «колонкой». И все здешние, говоря это слово, подразумевают: Еврейская. Колонка — небольшая колония горских евреев. Чегем, Баксан, Терскол, Безенги... Названия звучат, как шум своевольных рек на каменных перекатах. И осеняет эту страну своим величием отец гор — царственный Эльбрус! На балкарском языке — Мингитау, «Гора тысячи гор». По-кабардински — «Вершина счастья». Так и есть, стоит лишь взобраться сюда! Наш добровольный гид по городу и краю, по имени Амирхан, рассказывает: — Название города «Нальчик» переводится как «срывающий подкову». Как говорили наши старики, В самом центре города — памятник Марии. Вообще-то героиня адыгов, дочь кабардинского князя Темрюка Идарова, носила совсем иное имя — Гошаней. Но стала известна как Мария, любимая жена Ивана Грозного и «проводница интересов» кавказской дипломатии в России. На высоком постаменте надпись: «Навеки с Россией». С середины XIX века столь же мирно живут рядом с коренными народами этого края евреи-горцы. Местная журналистка Людмила Шабаева говорит об их взаимоотношениях с Кабардино-Балкарией поэтически: — Если воду налить в сосуд, она приобретет его форму, но останется водой. Мой народ оставался самим собой, но влюблялся в эту землю, где ему приходилось выживать, пропускал через себя окружающий мир, создавая новый язык, музыку и даже обычаи. Привнеся в еврейскую культуру все это творческое разнообразие, мы стали еще богаче. Мы адыгэ-журт, потомки поколений, два века проживших здесь. <...> Мы привязаны к этой земле, на которой родились, к ее людям. ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ СЛОБОДА
По своей наружности аул Нальчик представляет весьма близкое сходство с казачьей станицей: тот же плетень вокруг всего селения, те же улицы, покрытые в сухое время слоем пыли <...> или во время дождей вязкой, с трудом проходимой грязи. Только вместо христианской церкви среди селения на видном месте находится синагога. (Д. Дубелир, «Евреи на Кавказе») Сам Нальчик некогда был слободой в Терской области, столицей которой являлся Владикавказ. История этого поселения (первоначально военного) ведется с 1822 года, когда по приказу генерала Ермолова на берегу реки Нальчик была построена небольшая русская крепость. Начало же так называемой в обиходе Еврейской колонке положили горские евреи, поселившиеся в 1847–1848 годах в двух верстах от крепости. Документы гласили: В 1847 г. с дозволения начальника Центра Кавказской линии генерала князя Голицына близ Нальчика поселены горские евреи в количестве 150 душ мужского и 95 женского пола. <...> Главнокомандующий армиею разрешил горских евреев в числе 245 душ обоего пола, занимающихся выделкой кож и овчин, поселить вне военного поселения за Нальчикским разгонным постом, где эти евреи и в настоящее время живут оседло. Историк, доцент КБГУ Юрий Мурзаханов уточняет: — Согласно архивным документам, первые евреи — две горско-еврейские семьи — поселились здесь в 1825 году. Массовое поселение приходится на начало Кавказской войны, когда Шамиль начал давить евреев. Поскольку здесь было относительно спокойно, многие дагестанские евреи перебрались сюда. В скором времени граница, разделявшая слободу и еврейский поселок, исчезла. В колонии начали развиваться кожевенное производство и скорняжное дело. Оживилась торговля, со временем ставшая главным занятием местных обитателей. В «Терских ведомостях» позапрошлого века благородных горско-еврейских бизнесменов неуважительно обозвали «нальчикскими барышниками». Какая наглость! Главной достопримечательностью Еврейской колонки считался базар, располагавшийся неподалеку от нынешней синагоги. Он всегда был своеобразным «бизнес-центром» Северного Кавказа, где заключались сделки и можно было купить все, что угодно, — от гвоздя до аэроплана в разобранном виде. Жили горские евреи в Нальчике всегда компактно и вполне благополучно. По некоторым данным, в начале 1980-х община города насчитывала более 12 тыс. человек, Наш всезнающий гид Амирхан с грустью констатирует: — Дети тех людей, которые спасали евреев в годы Великой Отечественной, в 1990-х годах евреев из Колонки просто «вышибали». Выживали из собственных домов, К счастью, те тревожные времена миновали, обстановка в целом стабильная, ТРАГЕДИЯ БОГДАНОВКИ: ЗА ТО, ЧТО БЫЛИ ЕВРЕЯМИ...
Богдановка — село под Моздоком (ныне Степновский район Ставропольского края), до войны населенное по преимуществу горскими евреями. Одной из немногих, выживших в той страшной трагедии в сентябре 1942 года, была 15-летняя Алиса Призова. Она и стала единственным свидетелем, когда в 1964 году судили Федора Шифера — предателя и убийцу, виновного в смерти 472 односельчан. Происходило все так. После оккупации Богдановки в селе расположилась фашистская комендатура. Местный житель Федор Шифер донес коменданту, что обитатели села — евреи. Почему-то, правда, именуемые «горскими». Поначалу комендант усомнился: эти люди ни внешностью, ни обычаями и культурой не были похожи на тех евреев, которых он знал ранее. Послал запрос командованию. Ответ поступил незамедлительно: «Что белая собака, что черная — все одинаковы. Уничтожить!» Для выполнения задания было выделено 15 грузовых машин и взвод солдат. Мужчин и женщин расстреливали и сбрасывали в колодец. Детям мазали губы ядом и швыряли следом. Младенцев бросали живыми. «За то, что были евреями...» По рассказам очевидцев, трое суток земля шевелилась и надрывалась стоном... В ОЖИДАНИИ СМЕРТИ
Европейские евреи Нальчика были уничтожены вскоре после захвата города немцами в конце октября 1942 года. Светлана Данилова, некогда директор Еврейского центра Нальчика, рассказывала: — Жили в городе и европейские евреи, в основном интеллигенция — инженеры, врачи, преподаватели института. Еще до 1941 года приехали польские евреи и европейские, бежавшие от фашистов в Кабардино-Балкарию. Многие жили у горских евреев. Их приняли, кормили, пока они устраивались на работу. В первые дни оккупации, по доносу предателей, всех польских (и вообще ашкеназских) евреев фашисты забрали и расстреляли на стадионе и на ипподроме. В селе Кызбырун еще до оккупации поселили 57 евреев из Крыма. Но жуткая смерть настигла их на Северном Кавказе. Собрали в сарае и сожгли всех... Община Нальчика стала самой большой общиной горских евреев, оказавшихся в руках нацистов. Казалось, судьба беззащитных была предрешена, каждый день они ждали расстрела. Спасло то, что фашисты усомнились в «еврейскости» горских и начали выяснять их происхождение. В Кабардино-Балкарии был создан национальный совет, возглавил его кабардинец — адвокат Семен Шадов. К нему за помощью и обратились горские евреи во главе с Маркелом Шабаевым. Братья-раввины Нахамиль и Шамуил Амировы и их сподвижники решили похоронить до лучших времен все религиозные реликвии. Положили на носилки — словно несут покойника. Рискуя жизнью, двинулись на кладбище мимо гестапо... Много сделал для спасения общины Маркел Шабаев. Во время оккупации именно Маркел Авигадулович доказывал немцам, что горские евреи являются татами — народностью иранской группы, говорящей на наречии новоперсидского языка. Он вводил гитлеровцев в заблуждение, демонстрируя им горско-еврейские обряды, одежду, быт и, как мог, тянул время, пытаясь предотвратить злодейство. Оккупантам показывали национальные танцы, подносили деньги, драгоценности, угощали врагов блюдами горско-еврейской кухни. Делали все, чтобы спасти общину от фашистской расправы. Юрий Мурзаханов рассказывает: — В середине ноября 1942 года немцы приказали всем евреям собраться на следующий день рано утром у здания комендатуры. Маркел Шабаев за ночь обошел почти всех жителей общины, оповестил об опасности и попросил не выходить из домов. У здания комендатуры собралось несколько десятков семей европейских евреев. Все они были расстреляны. В конце ноября 1942 года в Нальчик прибыл известный ученый-востоковед, эмигрировавший в свое время из СССР, обрусевший немец Николай Поппе. Его пригласили в Нальчик исследовать проблему так называемых горских евреев. Немецкие оккупационные власти не определились во мнении, СС и вермахт спорили: эсэсовцы собирались уничтожить странных евреев, Горские евреи пригласили немцев на свадьбу. Устроили ужин, на который Шабаев позвал Поппе и офицеров вермахта. Перед ними выступил танцевальный ансамбль, и, по словам ученого, немцы согласились, что таты — не евреи. Но подпольщики, служившие в немецкой армии, сообщили о предстоящей акции. Партизаны и Красная Армия освободили Нальчик раньше срока. В Еврейской слободе по сей день говорят, что их спасло чудо. Одним из первых въехал на коне в Еврейскую колонку майор Хаскиль Пинхасов, горский еврей из Богдановки. Фашисты расстреляли почти всех его родственников. Первый вопрос Пинхасова был: «Евреи живы?» Узнав, что войска подоспели вовремя, боевой офицер заплакал... Этот день — 4 января 1943 года — стал спасительным для всей горско-еврейской общины Нальчика. От смерти были избавлены более двух тысяч человек. В синагоге читали молитвы, благодарили Б-га за чудо. Продолжение следует
«Лехаим» |