«Доха все больше напоминает Дубай по виду и Каир пятидесятых по амбициям», — заявил один из популярных журналистов лондонской газеты «Аль-Хайят» в день открытия Международного форума по проблемам демократизации Ближнего Востока в столице Катара.
Некогда известная в качестве штаб-квартиры «Аль-Джазиры» и одного из богатейших городов на планете, за последние несколько лет Доха приобрела почетный статус одного из важных региональных центров в политической, экономической и культурной сфере.
Теперь не только в соседнем Дубае, но и в Дохе проходят фестивали музыки, театрального искусства и кино, конференции по вопросам современных СМИ, а также медицины, авиации и экономики. Развитие береговой линии эмирата способствовало увеличению объема туризма в этот уголок Персидского залива. Казалось бы, Катар собирается повторить судьбу близлежащего Дубая, который теперь живет не столько за счет нефти, сколько за счет туризма, торговли, а также банковского дела. Однако у правителя этой необычной страны — совсем иные амбиции, нежели у шейхов ОАЭ, которые вознамерились превратить свою страну в туристический центр Ближнего Востока.
Шейх Хамад не скрывает своих намерений сделать Катар лидером демократического Ближнего Востока, а также одним из ключевых игроков в сфере ближневосточной дипломатии, в частности на переговорах между палестинцами и израильтянами. Хамад, известный своими либеральными мировоззрениями, не упускает возможности обратиться к лидерам арабских стран с призывом провести внутренние реформы, сделать переоценку ценностей и изменить свою политику, дома и за рубежом, с тем, чтобы «прыгнуть из средних веков в XXI век».
Обитая в сердце Аравийского полуострова, в непосредственной близости от родины ваххабизма — одного из самых радикальных течений в суннитском исламе, правитель Катара убежден в том, что общество может быть одновременно современным и исламским.
В Дохе регулярно проходят конференции и форумы, посвященные проблемам ислама и современности, на которых собираются самые просвещенные и либеральные исследователи ислама и представители духовенства со всех концов исламского мира. Но, бесспорно, одним из самых важных событий года в дипломатической жизни Катара является Международный форум по проблемам демократизации Ближнего Востока, любимое детище шейха Хамада Бин-Халифа ас-Сани.
Это мероприятие, которое проводится уже в восьмой раз, направлено на конструктивное обсуждение путей к демократизации и либерализации Ближнего Востока, при участии влиятельных дипломатов, политиков, академиков и журналистов. На этот раз почетным гостем на этом форуме стала Ципи Ливни, глава израильского МИДа.
Катар и Израиль так и не установили полные дипломатические отношения, несмотря на то, что в Дохе уже много лет работает израильское торгпредство, катарские дипломаты частенько наведываются в Израиль, тогда как израильские официальные лица — от Сильвана Шалома до Шимона Переса — гостят в Дохе.
Примечательно то, что, при достаточно теплых отношениях с Израилем, Катар — одна из немногих стран, которая поддерживает доверительные отношения и с ХАМАСом, выступая в роли посредника между Израилем и палестинскими исламистами по вопросу о заключении перемирия, а также освобождения Гилада Шалита.
Такова политика Дохи — сохранять нейтралитет, поддерживая одинаково хорошие отношения с Газой, Тель-Авивом, Дамаском, Бейрутом, Эр-Риядом и Каиром. Шейх Хамад принял участие в саммите ЛАГ в Дамаске, несмотря на то, что «умеренный» арабский лагерь в лице иорданского монарха, египетского президента и короля Саудовской Аравии решили проигнорировать это событие.
Ципи Ливни была приглашена в Доху, несмотря на то, что ее участие в работе Форума отпугнуло бывшего президента Ирана Мухаммада Хатами, а также спикера ливанского парламента Наби Берри. И уже если в Дохе пошли на такой шаг, следовательно, там придают ее визиту большой вес, поскольку именно Израиль является естественным союзником Катара в противостоянии с Ираном!
Тегеран уже не раз угрожал, что в случае американской атаки, не замедлят ударить по Катару, до которого буквально рукой подать, и, по оценкам местных аналитиков, именно эта небольшая, но весьма богатая «черным золотом» страна может оказаться первой жертвой Ирана в борьбе за гегемонию в регионе. Шейх Хамад считает, что, поскольку Иран продолжит эту борьбу и продолжит пытаться экспортировать исламскую революцию в арабские страны Ближнего Востока, у них есть шанс отразить иранскую атаку лишь в том случае, если они будут действовать сообща, а также пройдут процесс либерализации и демократизации. Судя по всему, шейх намерен принять активное участие в этом процессе. Разумеется, при всем здравом смысле и организованности, в Катаре, как и везде, есть свои проблемы — критики утверждают, что, призывая к демократизации, Хамад, тем не менее, пока не собирается отказываться от своих властных полномочий и менять форму политического режима в своей стране. Другие указывают на то, что катарский медиа-гигант «Аль-Джазира» критикует все без исключения арабские страны, однако ни сном, ни духом не затрагивает ситуацию в Катаре. «Можно подумать, что в Катаре нет исламистской оппозиции, нет коррупции, нет своих проблем», — пишет д-р Мухаммад Авад.
И все же в век кризиса руководства на Ближнем Востоке, когда Каир, Багдад и Дамаск — три традиционных лидера арабского мира — выбыли из игры (Каир после подписания Кэмп-Дэвидских соглашений, Багдад — после 1-й войны в Персидском заливе и Дамаск — в результате усиления связей с Тегераном), возможно, что Катар и его правитель, шейх Хамад, являются далеко не самыми плохими претендентами на этот титул. Мал золотник, да дорог?
zman.com
P.S. Визит в Катар министра иностранных дел Израиля Ципи Ливни вызвал резкую критику со стороны нескольких арабских стран, которые в знак протеста бойкотировали Международный форум по проблемам демократизации Ближнего Востока. В свою очередь, лидеры ХАМАСа заявляющие о тесных связях с Катаром, никак не отреагировали на этот визит.
«Присутствие сионистского министра в Катаре — это плевок в лицо всем арабам и мусульманам, а особенно палестинцам, — заявил член ливанского парламента, который близко сотрудничает с Хизбаллой. — Катар допустил огромную ошибку, пригласив на встречу сиониста».
Узнав о приезде Ливни, бывший министр иностранных дел Ливана Фаузи Саллах решил бойкотировать конференцию. Представитель иранского МИДа назвал приезд Ливни «насилием над демократией» и «насмешкой над исламскими ценностями». Кроме того, он высказал мнение, что «это проложит путь к дальнейшему угнетению прав палестинцев».
Официальные представители палестинского правительства в Рамалле заявили в интервью The Jerusalem Post, что тоже очень недовольны визитом Ливни в Катар. Официальный представитель ПА заметил, что близкие связи Катара с ХАМАСом уже давно беспокоят лидеров Палестинской автономии в Рамалле. «С одной стороны, Катар приглашает Ливни, с другой — поддерживает ХАМАС, — добавил он. — Катару пора определиться, на чьей он стороне».
Несмотря на критику, ПА прислала на конференцию младшего представителя — советника премьер-министра Палестинской автономии Салама Файяда.
Jewish.ru
|