Возможно, смешанные семьи скоро будут доминировать в еврейской общине США.
Уже сейчас, утверждается в исследовании нью-йоркского Jewish Outreach Institute, среди детей младше 12 лет больше тех, кто растет в смешанных семьях, нежели тех, у кого оба родителя — евреи.
«Если сегодня доля создающихся смешанных семей еще не достигла 50-процентной отметки, то этот показатель не за горами», — отмечает автор доклада Пол Голин.
Согласно опросу 1990 года 52% браков, заключенных евреями за предыдущие пять лет, были смешанными. Всего же тринадцать лет назад 28% американских евреев состояли в брачном союзе с неевреями.
За минувшее десятилетие в еврейской общине США, с одной стороны, предпринимались попытки сокращения роста смешанных браков путем укрепления еврейского самосознания, с другой — в надежде на то, что в смешанных семьях детей будут воспитывать евреями, — к активному еврейскому образу жизни старались побудить родителей.
Самое последнее исследование на эту тему, озаглавленное «Приближающееся большинство: что можно предпринять в отношении смешанных семей», ратует как раз за вовлечение смешанных пар в жизнь общины, чтобы переломить складывающуюся демографическую тенденцию.
«Смешанный брак — это еще не конец еврейской преемственности, конец наступает тогда, когда детей не воспитывают евреями», — убежден исполнительный директор института раввин Керри Олитцки.
Опрос 1990 года спровоцировал множество параллельных исследований на тему смешанных браков. В некоторых из них оспаривались сама цифра 52%. Например, социолог Стивен Коэн, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, считает, что доля смешанных браков составляет 40%. В 2000 году в Центре еврейских исследований университета Нью-Йорка сделали иной вывод: 33% евреев состоят в браках с неевреями.
Однако, по мнению Голина, данные о численности смешанных браков часто неверно интерпретируются. Любая доля, превышающая 33%, означает, что смешанных браков больше, чем чисто еврейских, говорит он. Более того, ни один из опросов, проводившихся с середины 60-х годов, не дал долю смешанных браков ниже 33%. Так что и заниженная оценка — 40% означает следующее: на четыре смешанных брака, образующих четыре смешанные семьи, приходится шесть еврейских браков, ведущих к образованию всего трех еврейских семей. При 50% это соотношение становится равным 2 к 1. Только тогда, когда община посмотрит на результаты под этим углом, она оценит важность вовлечения смешанных пар в дела общины, — говорят Голин и Олитцки.
Ссылаясь на результат опроса 1990 года, который установил, что треть смешанных семей воспитывает детей евреями, Голин заявляет: еврейское население будет расти, если эта доля увеличится. «Увеличение доли смешанных семей, воспитывающих детей евреями, с 30 до 50 процентов — вполне реально, и должно стать главным приоритетом еврейской общины» — подчеркнул он.
Коэн согласен с такой арифметикой, но считает, что она отражает «полуправду». «Даже если согласиться с тем, что доля смешанных браков равна 50%, большинство евреев продолжают жить в браках с единоверцами, — сказал он. — Еврейские семьи включают намного больше евреев: у еврейских супругов обычно больше детей, и большинство их считают себя евреями».
Правда, Коэн — противник вовлечения в общину смешанных семей. По его мнению, евреи, создавшие семью с единоверцами, «обычно делают больше для поддержания здорового климата в общине» — через членство в синагогах и других организациях, через филантропию, поддержку сионизма и соблюдение заповедей. Поэтому, заключает Коэн, община должна сосредоточиться на укреплении еврейского самосознания, а не на привлечении неевреев.
Айра Шескин из Университета Майами частично согласен с прогнозом Jewish Outreach Institute. «Наступит день, когда появится много синагог и общинных центров, где большинство людей будут из смешанных семей. Но не думаю, что случится это так уж скоро» — сказал он. В большинстве общин смешанных семей не так много, считает Шескин. Кроме того, обычно смешанные пары не вступают в еврейские организации и не считаются полноправными членами общины. В последнем издании своей книги «Чем отличаются еврейские общины» Шескин пишет, что только в двух из 47 регионов, где он проводил исследования, смешанные семьи составляли большинство: в Сиэтле — 55%, а в Эссексе и Моррисе, двух небольших общинах штата Нью-Джерси, — 50%.
JTA
|