После выхода в январе книги Яна Томаса Гросса «Страх: Антисемитизм в Польше после Освенцима» в его родной стране автор одним видным историком был назван «вампиром польской истории». На Гросса подан иск за клевету на государство, польская пресса обвинила его в «антипольских настроениях», а один авторитетный священнослужитель заявил, что он «будит демонов специально подобранными историческими фактами»...
В 2000 году профессор Принстонского университета Ян Томас Гросс, чей отец был евреем, опубликовал знаменитую книгу «Соседи», в которой впервые рассказал о том, что поляки убили 1600 евреев в польской деревне Едвабне в 1941 году. А недавно он завершил турне со своей новой книгой по трем городам Польши. Поездка была отмечена многолюдными встречами с читателями, злобными вопросами и острыми дискуссиями на тему еврейско-польских отношений. Самые яростные споры в Польше вокруг «Страха» касаются утверждения Гросса, что «общим настроением в стране после Второй мировой войны определенно был антисемитизм». Впрочем, несмотря на все эти споры, в первую же неделю продаж разошлись 25 тысяч экземпляров книги, и еще столько же было распродано к началу февраля.
Гросс утверждает, что, по всей видимости, около двух тысяч евреев были убиты в Польше во время антисемитских погромов вскоре после окончания войны. Однако большинство польских историков считают, что акции насилия, нередко бандитские нападения, были частью общего послевоенного беззакония, захлестнувшего страну. Гросс с этим не согласен. «Мужчины ходили по поездам и высматривали именно евреев, чтобы ограбить и избить их», — говорит он. Гросс также приводит свидетельства явных антисемитских настроений, царивших как в компартии, так и в католической церкви. Сам он уехал из Польши в 1968 году, в период разгула государственного антисемитизма.
«Некоторые обобщения в «Страхе» шокируют многих, — говорит директор Государственного музея Аушвиц-Биркенау Петр Цывиньский. — Действительно, были евреи, которых убили в Польше после войны, но утверждать, что вся страна была антисемитской, — это слишком».
По оценкам специалистов, в войну погибло одинаковое число поляков и польских евреев — по три миллиона. Однако поляков огорчает, как они считают, еврейская бесчувственность к их страданиям и мужеству при спасении евреев во время войны. Почетное звание Праведника народов мира удостоены 6000 поляков — больше, чем граждан любой другой страны.
В книге приводятся поразительные истории о том, что приходилось переживать евреям, возвращавшимся еле живыми из концлагерей. Среди этих историй — свидетельства о погроме в Кельце в 1946 году, в котором были убиты 37 евреев.
Реакцию националистической прессы Польши на «Страх» можно было предвидеть. К примеру, «Nasz Dziennik» утверждает, что «книга Гросса — часть общего заговора против Польши». Однако даже главный редактор ведущей газеты страны «Rzeczpospolita» Павел Лисицкий написал: «Трудно найти более оскорбительное проявление недооценки и ненависти по отношению к стране, чем последняя книга Гросса...».
Вопреки этим реакциям, Гросс заявил, что к его книге проявлен очень большой интерес, а это значит, что Польша готова взглянуть на свое прошлое. Его оптимизма не разделяет Петр Кадлцик, президент Союза еврейских религиозных общин Польши. По его мнению, все обсуждения книги в Польше сводятся к тому, лжец Гросс или нет. «С моей точки зрения, утверждение, что все поляки спасали евреев или все поляки сжигали их в амбарах, — это абстракция, — говорит Кадлцик. — Я надеялся на содержательное обсуждение прошлого. Но не думаю, что оно состоялось».
JTA, «Еврейские Новости»
|