Созданная в 1988 году для военной подготовки и последующей переброски в Афганистан добровольцев из мусульманских стран, сражавшихся против вооруженных сил ДРА и подразделений Советской армии, «Аль-Каида» превратилась впоследствии в мощную экстремистскую организацию, ставшую центральным звеном международной террористической сети.
Ее ядро составляли 5 тысяч боевиков, приобретших в ходе афганской войны опыт партизанских и террористических операций. «Аль-Каида» объединила вокруг себя различные исламистские организации, вошедшие в созданный в 1998 году Всемирный фронт джихада. Его целью было создание великого исламского халифата, а главным противником объявлены Соединенные Штаты, которые возглавляющий «Аль-Каиду» Усама бен-Ладен обвинил в «оккупации Аравийского полуострова, разграблении его богатств, диктате в отношении его правителей, уничтожении проживающих там народов, терроризировании соседей и превращении американских баз на полуострове в передовой плацдарм для борьбы с соседними мусульманскими странами», а также в поддержке Израиля и в развязывании крестового похода против мусульман.
К числу противников ислама были причислены также весь западный мир и прозападные режимы, находящиеся у власти в мусульманских странах. Для тактики «Аль-Каиды» стало характерным широкое использование террористов-смертников, которые рассматриваются как «святые мученики», попадающие в рай сразу же после гибели в «борьбе за веру».
Крах в конце 2001 года в результате антитеррористической операции «Исламского эмирата Афганистан», служившего для «Аль-Каиды» операционной базой, должен был, казалось, нанести серьезный удар по потенциалу организации, однако она сумела быстро приспособиться к изменившимся условиям. В настоящее время «Аль-Каида» представляет собой своего рода «штабную структуру» численностью 600–700 человек. Ее руководящим органом является Шура (Совет), деятельность которой обеспечивается восемью отделами, в том числе военным, финансовым, религии, по связям с общественностью.
Руководителем организации по-прежнему считается Усама бен-Ладен, награда за поимку которого была увеличена США в конце 2007 года до 50 миллионов долларов. Несмотря на высказываемые время от времени предположения, что его уже нет в живых, есть основания полагать, что он продолжает возглавлять организацию. Его неуловимость объясняется, судя по всему, четкой работой службы безопасности «Аль-Каиды», абсолютной преданностью окружающих бен-Ладена членов организации, а также боязнью беспощадных репрессий за любую попытку передать американцам информацию о его местонахождении.
«Аль-Каида» располагает значительными финансовыми средствами. Личное состояние Усамы бен-Ладена оценивается в 5 миллиардов долларов. Он владеет рядом разбросанных по всему миру компаний. Большинство принадлежащих ему средств лежит на счетах подставных лиц в Западной Европе либо спрятано среди фондов различных благотворительных организаций. В прошлом «Аль-Каида» ежегодно получала от афганской наркоторговли до 4-х миллиардов долларов. По-видимому, продажа наркотиков остается и сейчас одним из основных источников доходов организации. Наконец, финансовую поддержку «Аль-Каиде» оказывают симпатизирующие ей слои населения в исламских странах и проживающие в Европе иммигранты-мусульмане.
Ассоциированные с «Аль-Каидой» группировки либо ячейки обнаружены в 34 странах. Пирамидальную иерархическую структуру, жестко подчиненную центру, они, однако, не образуют. Каждая из взаимодействующих с «Аль-Каидой» групп обладает широкой автономией, имеет собственные руководство и систему обеспечения. Деятельность же центра сводится, судя по всему, к постановке общих стратегических задач, выделению в случае необходимости финансовых средств для ассоциированных организаций, поддержке сетей рекрутирования добровольцев, ведению пропагандистской работы.
В Афганистане «Аль-Каида» продолжает тесно взаимодействовать с движением «Талибан», участвуя в партизанской войне и организуя террористические акты. В 2007 году в стране было зафиксировано рекордное число акций смертников — свыше 140. За этот же период там погибли 6300 человек — мирных жителей, боевиков, солдат коалиционных сил и афганской армии, что с 2001 года составило наибольшее количество жертв за один год. Основные силы талибов и «Аль-Каиды» сосредоточены в южных и восточных районах страны, опираясь на которые они пытаются распространить контроль на другие провинции.
Одно из «ответвлений» «Аль-Каиды» действует в Пакистане, где его операционной базой является Южный Вазиристан. По словам официального представителя пакистанского МВД Дж.Чимы, «Аль-Каида» стоит «за большинством последних террористических актов в Пакистане». Власти обвиняют ее, а также талибов в убийстве лидера Пакистанской народной партии Беназир Бхутто (однако руководство пакистанской «Аль-Каиды» отрицает ее причастность к этому). Пакистан представляет для «Аль-Каиды» заманчивую цель хотя бы уже потому, что приход к власти в этой стране привел бы к попаданию в ее руки ядерного оружия.
В Ираке действует организация «Каида аль-джихад», носившая ранее название «Таухид ва-джихад» и присоединившаяся к «Аль-Каиде» осенью 2004 года, а также являющаяся ее «дочерней структурой» группировка «Исламское государство в Ираке». Их основные операционные базы — провинции Дияла и Нейнава. Хотя в их рядах сражаются немало добровольцев из других мусульманских стран, основной костяк членов этих организаций составляют иракцы. «Аль-Каида» ведет борьбу не только против американских и других иностранных войск. Ее мишенью становятся и иракские военнослужащие, и госчиновники, и шииты, и даже соперничающие с нею суннитские фундаменталистские группировки. Каков «вклад» собственно «Аль-Каиды» и «Исламского государства» в бойню в Ираке, определить невозможно, поскольку там оперируют и баасистское сопротивление, и различные суннитские экстремистские группы, и шиитские исламистские организации. Так или иначе, в 2007 году там погибли около 900 американцев (в 2006 г. — более 800, в 2003 г. — около 500) и 18900 иракцев (в 2006 г. — 18 млн. 700 тыс.). Операции в Ираке дают «Аль-Каиде» возможность демонстрировать, что «главный враг мусульман» не всесилен, что подавить сопротивление «борцов за веру» американцы не в состоянии, что с ними можно сражаться и их можно побеждать.
«Аль-Каида» издавна поддерживает связи с террористическими организациями в Алжире. В середине 1990-х ею финансировалась «Вооруженная исламская группа». С «Аль-Каидой» контактировала и «Салафитская группа проповеди и джихада», входившая во Всемирный фронт джихада. В 2006 году она была преобразована в организацию «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (ОКИМ) и сразу же после этого заметно интенсифицировала свою деятельность, получив, по-видимому, дополнительные финансовые вливания от бен-Ладена. В настоящее время ОКИМ является наиболее активно действующей алжирской террористической организацией. Ей удалось включить в зону своих операций также Мавританию, где боевики алжирской «Аль-Каиды» совершают нападения на иностранных туристов и мавританских военнослужащих. Из-за угроз со стороны террористов в конце 2007 года было отменено проведение ралли «Париж–Дакар».
ОКИМ наладила взаимодействие с интегристами Туниса. Шестеро из 27 боевиков разгромленной там в декабре 2006 — январе 2007 г. группировки «Солдаты Асада ибн Фурата» проникли в Тунис из Алжира, где они проходили подготовку на базах «Аль-Каиды», а возглавлявший группировку (и убитый в столкновении с тунисскими силами правопорядка) А .Саси был членом ОКИМ.
Крах находящихся у власти в Алжире и Тунисе светских режимов, борьбу против которых ведет «Аль-Каида», свидетельствовал бы о том, что попытки исламских стран следовать западным образцам обречены на провал и единственный выход для мусульман состоит в организации их жизни в соответствии с догматами «подлинного ислама», существовавшего при жизни пророка Мухаммеда и «праведных халифов».
В Европе «Аль-Каидой» было проведено несколько террористических операций, включая такие крупные, как «поезда смерти» в Испании в марте 2004 года и взрывы в лондонском метро в июле 2005-го. «Годами террористы, связанные с Усамой бен-Ладеном, спокойно использовали европейские города как опорные пункты и потенциальные цели», — констатировал в ноябре 2001 года американский журнал «Тайм». Общая координация действий европейских ячеек «Аль-Каиды» осуществляется при этом, похоже, из центра, находящегося в Лондоне.
На Европейском континенте действуют хорошо отлаженные, созданные еще два десятилетия назад для переправки моджахедов в Афганистан цепочки вербовки добровольцев и их переброски в Ирак и другие «горячие точки». Аналогичная система функционирует и в странах Магриба.
В прошлом «Аль-Каида» оказывала довольно широкую поддержку чеченским сепаратистам. Как сообщил 22 мая 2000 года помощник президента РФ Сергей Ястржембский, представителями Масхадова был подписан с бен-Ладеном и уполномоченными правительства талибов протокол о предоставлении «Ичкерии» помощи боевиками, оружием и боеприпасами. Для подготовки террористов на территории Чечни «Аль-Каидой» было выделено 10 миллионов долларов. Бен-Ладен был непосредственно причастен к вторжению Басаева и Хаттаба в Дагестан: на проведение этой операции им было выделено 30 миллионов долларов. Разгром бандформирований и нормализация — пусть относительная — обстановки в Чечне, крах «Исламского эмирата Афганистан», а также перенос центра тяжести джихада в Ирак существенно ограничили возможности «Аль-Каиды» воздействовать на развитие ситуации на Северном Кавказе. Тем не менее положение в северокавказских автономиях, особенно в Дагестане, полностью, как известно, не стабилизировалось, и нельзя исключать возможность возникновения — особенно в случае ухудшения социально-экономической ситуации — нового кризиса и, следовательно, возвращения в регион «Аль-Каиды».
Как представляется, сохраняющаяся политическая нестабильность и экономические трудности, переживаемые мусульманскими странами, будут и далее создавать благоприятные условия для деятельности «Аль-Каиды». В сложившейся обстановке антитеррористические и контрпартизанские операции способны, несмотря на привлечение значительных сил и средств, приносить лишь частичный успех. Даже гибель Усамы бен-Ладена, даже ликвидация Шуры и ее «штабного аппарата» вряд ли приведут к краху децентрализованного «террористического интернационала», роль руководящей структуры в котором в таком случае перейдет скорее всего к одной из входящих в систему «Аль-Каиды» группировок. Кардинально решить проблему позволит только уничтожение экономических, социальных, политических и идеологических корней исламского экстремизма. Но это требует времени, выделения необходимых — и немалых — средств, политической воли и продуманных эффективных действий правительств мусульманских стран, скоординированных усилий международного сообщества.
Автор — ученый-востоковед, доктор исторических наук, бывший российский посол в Ливии (1992–1996 гг.) и Тунисе (2000–2006 гг.) «Еврейские Новости»
|