Когда 36 лет назад Джеральд Вульф впервые вошел в забитый досками вестибюль синагоги на Элдридж-стрит, у него волосы встали дыбом. «Силы небесные, — подумал тогда профессор Нью-Йоркского университета Вульф, — это нужно восстановить любой ценой».
Старейшая синагога евреев из Восточной Европы была открыта в манхэттенском Нижнем Ист-Сайде в 1887 году, когда стремительно растущая община пожелала ознаменовать свое присутствие в Нью-Йорке. На праздники синагогу на Элдридж-стрит посещали столько верующих, что полиции приходилось сдерживать толпу на улице. Но затем нью-йоркские евреи стали расселяться по другим районам города, и их первая синагога стала пустеть и приходить в упадок. Небольшая, но верная своему храму конгрегация продолжала собираться в подвале синагоги, надеясь, что кто-то ее спасет.
Спасители появились двадцать лет назад, выделив на восстановление синагоги 20 млн. долларов. Тогда слабый свет едва пробивался сквозь покрытые вековой пылью стекла, на потолочных балках гнездились голуби, пол был завален газетами тридцатых годов, а сквозь дыру в крыше виднелось небо. Но здание ХIХ века в мавританском стиле было крепким, и его стоило восстановить. Все два десятка лет затяжного ремонта синагоги ее члены приходили по пятницам после захода солнца и молились, как это делали там их предки сто лет назад. «Как ее бросить? — говорит Това Буксон, член общины с 40-летним стажем. — Здесь в каждом кирпичике наши молитвы и ожидания хорошей жизни в новой стране после стольких лет преследования».
Наконец, ремонт синагоги завершился, и она снова распахнула двери. «Эта синагога — история каждого, предки которого прибыли сюда за свободой вероисповедания, — подчеркнула Роберта Брандес-Грац, руководитель реставрационно-ремонтных работ.
«Еврейский мир»
|