«Еврейский Обозреватель»
ИЗРАИЛЬ
22/161
Ноябрь 2007
5768 Кислев

ТЕМНАЯ ИСТОРИЯ

ВАДИМ НАЙМАН

На главную страницу Распечатать

Расследование деяний группы молодых «русских» репатриантов, подозреваемых в создании ячейки неонацистского толка и хранивших у себя эсэсовскую униформу, пистолет и взрывчатку, посчитали настолько важным, что о нем доложили на заседании правительства.

Полицейский брифинг был проведен в «сталинском» режиме: журналистов созвали в штаб Центрального округа полиции в Рамле в субботу около полуночи. Все-таки не каждый день в Израиле арестовывают неонацистов, и корреспонденты одной из ведущих ивритских газет так стремились опубликовать эту сенсацию, что решили не дожидаться утра,   а  в судебном порядке добились снятия с информации о расследовании грифа «секретно» на несколько часов раньше, чем это предполагала сделать сама полиция. Остальным поневоле пришлось подтянуться.

Судя по первой же просьбе, с которой обратились к еще не отдышавшимся после ночной гонки журналистам начальник следствия отдела уголовных расследований Центрального округа Игаль Бен-Шалом и руководитель следственной группы майор Ревиталь Альмог, больше всего их беспокоило, что журналисты начнут делать обобщения:

— Нам бы хотелось, чтобы вы подчеркнули: речь идет не о неонацизме как о явлении,  а  о конкретной преступной группе численностью девять человек, совершавшей конкретные преступные действия.

Именно за эти конкретные действия — нападения на религиозных евреев, наркоманов, бездомных, иностранных рабочих и панков, осквернение синагог — молодых людей будут судить,  а  вовсе не за принадлежность к неонацистской организации.

POGROM.ORG.IL

Дело в том, что Израиль — едва ли не единственная из развитых стран, где нет закона, прямо запрещающего пропаганду нацизма. Разжигание национальной и расовой ненависти, призывы к насилию, отрицание Катастрофы — за все это можно привлечь человека к ответственности. Но быть нацистом, носить свастику, хранить портреты Гитлера, распространять материалы неонацистских организаций в Израиле не запрещено.

— Найдешь у парня нацистскую литературу,  а  он скажет — историю изучал, — мрачно заметил по этому поводу Игаль Бен-Шалом.

Полицейские уповают на законопроект, который готовит депутат Кнессета Колетт Авиталь («Авода»), согласно которому формулировка одной из статей закона об уголовных наказаниях будет дополнена определением нацизма. Но не получается ли в этом случае замкнутый круг? Раз нет неонацизма как явления, то зачем нужно придумывать новый закон, и каковы шансы, что он будет принят? Не принимают законы ради единичного случая...

— Вы ошибаетесь, — ответила Ревиталь Альмог. — Бывают такие случаи, ради которых не грех и принять закон.

В целом этот отказ обобщать оставлял, конечно, чувство неудовлетворения. Тем более, что случай с группой из Петах-Тиквы — вовсе не первый. Достаточно вспомнить сайт «Белое единство Израиля» (БЕИ), который появился в сети в апреле 2003 года. Израиль там называли «поганой жидовской страной», восхищались гитлеровским решением «еврейского вопроса» и призывали: «Пусть каждая скотина боится русского!..» Дело удалось довести до суда. В 2005 году создатель сайта, сержант «Гивати» Илья Золотоносов, был приговорен... к посещению комплекса «Яд ва-Шем» и к поездке в Аушвиц.

Можно вспомнить еще слова «танкиста Ивана», которого показал 9-й канал ТВ, представив его как главу движения РНЦ (Русского национального центра):

— Мы концентрируем свое внимание на пропагандистской работе. Мы должны, прежде всего, объяснить русским, что им надо вернуться в Россию. Им нечего делать в Израиле...

Не правда ли, чем-то перекликается с недавним призывом В. Путина ко всем русскоговорящим — вернуться обратно в Россию...

Но мы говорили о том, можно ли рассматривать неонацизм в Израиле как явление. Почему же нельзя? Информация о неонацистах поступает не только из киберпространства. В одном городе на стене синагоги нарисовали фашистский крест. В другом месте осквернили кладбище. Там школьники сожгли израильский флаг. Там пенсионеру стало плохо, когда он на пляже увидел нескольких молодых людей с татуировкой в виде свастики. Там потрясенные болельщики футбольного матча Израиль–Россия описывают крики с трибун: «Бей жидов, спасай Россию!» Из центра абсорбции одного из городов севера жалуются, что немногих случайно попавших туда евреев обзывают «жидовскими мордами». Иерусалимский школьник вставляет в свое сочинение фразу: «Я — фашист, буду убивать всех евреев...» Что значит — нет явления?

Но это, как говорится, эмоции. Полиция работает по конкретным делам, и пусть другие разгадывают этот парадокс — что может означать такая фраза в еврейском государстве на 60-м году его существования. Пусть другие пытаются отличить неонацизм от стихийного антисемитизма, вызванного наплывом в страну неевреев. Связаны ли между собой налеты русских скинхедов на еврейские кладбища и синагоги, свободная продажа в «русских» магазинах записей рок-групп неонацистского толка «Рамштайн», «Коловрат» и «Штурмовик» и надписи на стенах домов: «Евреи — нация уродов. Выродки! Суки! Дауны!», «Хайль Гитлер!», «Жидам смерть, слава России!», «Конец евреев близится», «Хороший еврей — мертвый еврей»,  а  также крик на русском языке «Мало вас, евреев, убивают, мало, надо больше!» у взорванного автобуса? В нашем сознании неонацизм и бытовой антисемитизм давно объединены общим страхом — столкнуться со своим прошлым; вновь услышать те оскорбления, от которых мы рассчитывали найти убежище в Израиле.

Пусть обобщения делает, к примеру, Залман Гиличенский, председатель общественного объединения «Дмир» и администратор Интернет-сайта pogrom.org.il. Он еще в 1999 году два месяца публиковал в «Вестях» объявление с просьбой откликнуться всех, кто столкнулся в Израиле с проявлениями неонацизма и антисемитизма. Те, кто хочет ознакомиться с его мониторингом этих явлений, могут зайти на его сайт. Нас же полиция созвала в ночь с субботы на воскресенье, чтобы рассказать о конкретном деле, которое дошло до суда.

«Я НЕ БРАТ ТЕБЕ, СУКА ЖИДОВСКАЯ»

Итак, их было девять человек, от 16 до 20 лет, жители Петах-Тиквы и Холона. Все приехали в Израиль в рамках Закона о возвращении, хотя евреями по Галахе не являются и сами считают себя христианами. Восемь из них арестованы. Девятый, будучи отпущен под залог, сбежал за границу и предположительно находится в России. Он, кстати, единственный среди них — военнослужащий ЦАХАЛа. Среди израильских неонацистов служба в рядах ЦАХАЛа считается крайне желательной, чтобы получить доступ к оружию. Это к вопросу о том, делает ли служба в израильской армии репатрианта-нееврея «причастным к еврейскому народу».

В тот же «Дмир» поступили десятки сообщений о проявлениях антисемитизма и неонацизма в ЦАХАЛе. В феврале 2006 года было опубликовано свидетельство репатрианта из СНГ, снимавшего изгнание поселенцев в Амоне: «Меня начал бить парень с русским лицом. Я обратился к нему на русском: «Браток, что ж ты делаешь!» Он ответил: «Я не брат тебе, сука жидовская».

Но вернемся к ячейке из Петах-Тиквы. В ночь с 3 на 4 мая 2006 года неизвестные осквернили в этом городе центральную синагогу. На ковчеге для Свитков Торы (Арон ха-Кодеш), на одном из Свитков и на стенах помещения были намалеваны черной краской около двадцати изображений свастики. Этот случай даже обсуждался в Кнессете. Полиция начала приглядываться к Петах-Тикве, поскольку в последние годы там участились нападения на религиозных евреев. В феврале 2007 года в Петах-Тикве был арестован некто Ростислав Богуславский. Его обвинили в убийстве двух бомжей и 500 кошек. Изучив его Интернет-контакты, полиция вышла на эту группу. 13 августа был арестован тот, кого следствие считает лидером группы, — 19-летний Эрик Б.

УРАВНЕНИЕ С ОДНИМ НЕИЗВЕСТНЫМ

После первых же арестов оставшиеся на свободе члены группы стерли всю информацию с жестких дисков своих компьютеров, думая, что замели следы. Но экспертам удалось многое восстановить, и у следствия есть все основания полагать, что деятельность неонацистской ячейки протекала вполне в духе «Белого единства» — с одной разницей, из-за которой, можно надеяться, на этот раз наказание не ограничиться принудительной экскурсией в Польшу за государственный счет.  А  именно: они перешли от слов к делу. При обыске у них были найдены кастеты, ножи, пистолет и несколько килограммов взрывчатки. Следствие предполагает, что неонацисты собирались совершить террористический акт против панков.

Многие свои акции они записывали на видео.

Журналистам показали видеозапись избиения рабочего-китайца в подземном переходе,  а  также кадры, на которых запечатлено нападение на религиозного еврея. На другой видеозаписи неонацисты нападают на репатрианта-наркомана, требуют, чтобы он встал на четвереньки и «извинился перед русским народом за то, что он еврей и наркоман».

Это напомнило стиль российских скинхедов, и я спросил у Ревиталь Альмог, отслеживаются ли у петах-тиквинской ячейки связи со «старшими братьями» из России? Был ли у них там наставник или куратор?

— Они постоянно советовались с кем-то из россиян.

 А  в гости к ним никто из России не приезжал?

— Такой информации у нас нет.

— Была ли у этой неонацистской ячейки какая-то жесткая иерархия?

— Как и в любой группе, были лидеры и были те, кто занимал подчиненное положение.

— Как относились родители участников группировки к тому, чем занимаются их дети?

— Все подозреваемые заявляют, что их родители ничего не знали.

...Матери многих подозреваемых (все они из неполных семей) до сих пор отказываются верить, что их сын — неонацист: «Он не мог делать то, что ему приписывают, он ведь совсем не жестокий». Или: «Он не мог этого сделать, ведь в нашей семье были люди, прошедшие всю войну...» Другие смотрят на ситуацию трезвее.

— Я обратила внимание, что мой сын, который обычно по-русски говорит неправильно, с акцентом, — ведь я привезла его в Израиль, когда ему было четыре года, — вдруг начинает говорить гладко, как по писанному, — рассказала мать одного из несовершеннолетних подозреваемых. — Но только на определенную тему.

— На какую?

— Ну, что Россия стонет под игом... Что Москву заполонили всякие там инородцы, кавказцы... Чешет и ни разу не собьется. Я слушаю, потом говорю: это же не твои слова. Ты не умеешь так изъясняться.

— Вычитал где-нибудь?

— Нет, он не очень хорошо читает по-русски. Наслушался.

— От кого?

— С ними там все время крутился парень лет 22–24. И еще один был, лет 30, он, как все началось, сразу улетел за границу, слал оттуда SMS моему сыну.

О том, что в компании неонацистов вертелся взрослый человек, говорила не одна эта мать. Некоторые даже пытались заявить на него в полицию. Это тем более интересно, что в списке подозреваемых, который распространили на брифинге, нет ни одного человека старше 20 лет. Будем надеяться, что полиция разберется в том, существовал ли этот загадочный «куратор».

Дело тем временем вышло на парламентский уровень, и от политиков начинают поступать первые отклики. И судя по тому, что большая их часть сводится к идее о необходимости изменить Закон о возвращении, политиков наконец-то проняло, и они больше не хотят бояться обобщений и рассматривать проявление антисемитизма в Израиле как отдельные случаи.

Депутат Кнессета Эфи Эйтам (Ихуд леуми — МАФДАЛ) намерен предложить поправку к этому закону, лишающую внуков еврея права на репатриацию. Депутат Ахмед Тиби уже успел посетовать на то, что неонацистов в Израиль пускают,  а  «...арабам отказывают в праве на воссоединение семей».

С самым жестким заявлением выступила Колетт Авиталь: «Человек, занимающийся нацистской пропагандой, коллекционирующий атрибутику, покупающий или продающий связанные с этим материалы, не имеет права на израильское гражданство. Такому человеку просто нечего делать в еврейском государстве». Правда, кто кого и как должен выдворять из Израиля, пока неясно.

«Вести», Израиль
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2007 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org
За уборкой обращаться www.myuborka24.ru/contacts на данный сайт.