В былые времена мой друг — известный киевский писатель Григорий Полянкер с супругой и сыном часто бывал у меня в гостях в Белой Церкви. Во время радушных бесед, которые велись на идиш, мы вспоминали, сколько еврейских изданий — газет, журналов, альманахов — выходило на мамэ-лошн в Советском Союзе, начиная с 1918 года и до 1948-го, то есть до разгрома Еврейского антифашистского комитета, а иными словами, до ликвидации еврейской культуры. По скромным подсчетам, их было около семидесяти, не считая заводских и фабричных многотиражек, а также разовых выпусков по случаю каких-либо дат. Григорий Полянкер часто говорил о прекрасном альманахе «Эйгнс», выходившем в Киеве и имевшем огромный успех у читателей.
Более подробно об альманахе я узнал от друга Григория Полянкера — поэта и заместителя редактора журнала «Советиш Геймланд» Хаима Бейдера (в настоящее время он живет в Нью-Йорке, является одним из редакторов журнала «Цукунфт»). Своими впечатлениями об услышанном от него мне и хочется поделиться с читателями.
«Эйгнс» («Родное») можно считать первым советским еврейским литературным альманахом, который вышел в Киеве сразу после Октябрьской революции: первый номер обозначен 1918 годом, второй — 1920-м. Именно в Киеве, а не в Петрограде и не в Москве, тогдашних коронованных литературных центрах. И это неудивительно: к тому времени в Киеве сконцентрировались наиболее известные представители еврейской культуры.
Нельзя сказать, что «Эйгнс» был трибуной начинающих писателей, только вступивших на литературную стезю. Все или почти все авторы альманаха уже имели свое ярко выраженное творческое лицо.
Главенствовал среди них, пожалуй, Давид Бергельсон. К началу революции он уже приобрел широкую известность своими произведениями «Вокруг вокзала», «Все позади» («Нох алэмэн»), «В огрубевшем городе», «Глухой» и др. и прочно стоял на ногах как незаурядный, самобытный художник.
В альманахе «Эйгнс» Д.Бергельсон представил два романа — «Сумеречное время» и «Отдых».
Наряду с романами Бергельсона в альманахе были опубликованы сказки Дер Нистера «В пустыне» и «Черти». Это был художник, который от мистических опытов в ранней прозе и сказок в стихах, овеянных романтикой, пришел в последние десятилетия творчества к своему главному произведению — «Семья Машбер».
Уже одно наличие таких двух талантов делало выход в свет альманаха «Эйгнс» событием огромного значения. Кроме прозы в первом номере альманаха была опубликована драматическая поэма «Дер гайст — дер Мейлех («Дух-царь») еще одного из мастеров еврейской культуры Алтера Кацизнэ, имевшая большое значение в утверждении литературного кредо будущего известного драматурга, автора пьес «Гурдус», «Дукус», романов и повестей, вошедших золотыми страницами в сокровищницу еврейской литературы.
Широко была представлена в альманахе и поэзия — Лев Квитко, Ошер Шварцман и Перец Маркиш. Все, что было напечатано этими поэтами в альманахе, позже вошло в собрания их произведений и является гордостью еврейской литературы.
И еще один поэтический цикл был обнародован в альманахе — стихи Иехезкеля Добрушина, будущего известного драматурга, критика, литературоведа.
Во втором номере альманаха, вышедшем в 1920 году, кроме уже известных по первой книге авторов, появились новые имена — стихи Кади Молодовской и Липе Резника, пьеса Бейнуша Штеймана «Мошиах бен Иойсеф». Здесь уже ярко обозначалась тема революции, которая знаменовала новый этап в творчестве зачинателей еврейской советской литературы.
Трагической оказалась участь многих авторов этого первого в истории советской еврейской литературы альманаха. Никто из них, за исключением Кади Молодовской, не умер своей смертью. Д.Бергельсон, Л.Квитко, Д.Гофштейн, П.Маркиш были расстреляны 12 августа 1952 года по делу Еврейского антифашистского комитета как «враги народа». Дер Нистер и И.Добрушин погибли в сталинских лагерях на просторах Коми. Б .Штейман пал жертвой деникинцев в августе 1919 года в Киеве в возрасте 22 лет. А.Кацизнэ был убит полицаями — пособниками фашистов 1 июля 1941 года в Тернополе. Л.Резник скончался 5 апреля 1944 года от голода в степях Казахстана. К.Молодовской суждено было умереть в Нью-Йорке летом 1975 года в возрасте 81 года...
|