Все познается в сравнении, особенно когда речь заходит о благополучии человека. Я попытался вникнуть в суть проблемы и решил познакомиться с обитателями Дома для одиноких людей пожилого возраста, что в Киеве на улице Феодоры Пушиной, 8-А...
В последнее время гериатрические пансионаты стали весьма популярны. В Украине около 350-ти подобных учреждений, но их не хватает для всех желающих.
У входа в красивое шестиэтажное здание в пяти минутах ходьбы от станции метро «Житомирская» меня встречает его директор Виктор Попович. Подробно рассказывает о своем прекрасном учреждении и его постояльцах.
— Чем привлекателен ваш Дом? — спрашиваю я Виктора Викторовича.
— Прежде всего, отмечу, что наш Евродом — коммерческое предприятие. Все деньги, которые мы на нем зарабатываем, идут в основном на благоустройство и развитие материальной базы самого Дома. От других подобных заведений мы отличаемся тем, что предоставляем жильцам не комнаты или палаты, а полностью меблированные одно- и двухкомнатные квартиры с пропиской в них. Дом оборудован лифтами, рассчитанными и на перевозку людей в инвалидных колясках.
— Сколько стоит проживание в Доме?
— Оно бесплатно — словно обрадовался вопросу директор. — Ни за питание, ни за коммунальные услуги наши ветераны не платят. Раз в неделю каждый из них пользуется услугами прачечной — им стирается постельное, нательное белье и одежда. Квартиры находятся под охраной, их ежедневно убирает наш персонал. Питание у нас четырехразовое, с предварительным заказом блюд. К услугам ветеранов «Медицинский центр», где они получают не только необходимую помощь, но и лекарства по назначению врачей. Если надо отправить письмо электронной почтой, это можно сделать в библиотеке. Из пенсий жильцов мы не забираем ни копейки, они ею распоряжаются по своему усмотрению.
На сегодняшний день в Евродоме заселены 32 квартиры на 2-м и 3-м этажах, но активно переоборудуются под жилье и верхние этажи. На первом расположены уютные помещения для культурно-массовой работы, спортивно-оздоровительных занятий. Созданы прекрасные условия для работы так называемого Дневного центра, функционирующего при Доме. Посетителей этого центра мы привозим и увозим на своем транспорте.
— Нам здесь очень нравится, — говорит посетительница Дневного центра Сара Абрамовна Муллер. — Мы называем это здание Теплым домом, отдыхаем в нем душой и телом и с нетерпением ждем очередной среды, когда нас вновь привезут в этот гостеприимный центр, где мы занимаемся в своих группах с нашими любимыми учителями.
— Как практически можно стать вашим постояльцем? — спрашиваю директора Дома.
— После ознакомления с нашими условиями мы заключаем с потенциальным жильцом договор о намерениях, предлагаем пожить у нас месяц-полтора за отдельную плату. После принятия им окончательного решения переходим к следующему этапу: прописываем его, а он передает в наше пользование свою жилплощадь.
— Как проходит «акклиматизация»?
— Люди у нас разных профессий и мировоззрений. Они жили до этого в различных условиях, у каждого сложился свой жизненный уклад. Мы спокойно, неназойливо, щадя их самолюбие, даем понять: здесь живут друзья, которые желают друг другу только добра.
К разговору подключается заместитель директора дома по социальной работе Ольга Тер-Вартаньян: «Мы стараемся объединить людей, проводим интересные для них мероприятия — лекции, дискуссии, концерты творческих коллективов, совместные экскурсии по Киеву, у нас также работает несколько кружков по интересам».
Ольга Борисовна в свое время руководила театром «Нешомэ» и создала здесь художественную самодеятельность. Она не дает людям замкнуться в собственных проблемах, пытается сделать их нужными и полезными друг другу. Когда она представила одну из первых жительниц Дома Полину Абрамовну Финкильштейн, разучивающую песню с аккордеонистом Олегом Тарусовым, мне припомнились слова Виктора Гюго: «Счастье для стариков, если в них осталась любовь к науке, музыке, театру, вообще известная восприимчивость к внешнему миру».
Частый и желанный гость здесь — Главный раввин Киева и Украины Яков Дов Блайх, а его супруга Баши Блайх — любимица всех жильцов. Вместе с ними она проводит все еврейские праздники, приводит с собой учащихся гимназии № 299 «Орах Хаим», которые выступают перед ветеранами с концертами.
Ольга Тер-Вартаньян познакомила меня с постояльцами Дома. Первой из моих новых знакомых стала Люся Львовна Козлова. После окончания Киевского мединститута она три года проработала сельским врачом. По возвращении в Киев 38 лет трудилась на скорой помощи. В мае этого года женщина сломала бедро и стала почти беспомощной.
— Я пришла сюда с радостью, — говорит Люся Львовна, — узнала, что такое Теплый дом. Меня вывели здесь из ужасного состояния и поставили на ноги.
На видном месте в ее комнате «Подяка» от мэра Киева за профессиональную деятельность и в связи со 100-летием Киевской городской станции скорой помощи.
— Ольга Борисовна говорит, что Вы очень волевой человек, — обращаюсь к Елене Львовне Савиной, как бы вросшей в свой «ходунок» и категорически отказывающейся от инвалидной коляски.
— Согласна. Таков мой жизненный принцип: «Делай все сам, пока можешь». Я всю жизнь проработала в строительных и проектных организациях и активно занималась туризмом. Среди моих маршрутов — Эльбрус, Западный Кавказ, Крым... Не сдаюсь на милость болезней и сегодня не теряю бодрость духа. Полгода назад я приехала сюда и, увидев такие условия и такое сердечное отношение со стороны персонала, решила, что этот Дом будет моим последним причалом.
Самые добрые слова в адрес администрации и обслуживающего персонала Дома говорили Григорий Матус, Соня Юсипович, Дуся Шульман, Наталия Дурмашкина и другие жильцы, с кем мне довелось познакомиться.
Повара Михаила Дудчина я увидел в столовой, когда он снимал тфилин, и подумал: «Может, вера, помноженная на высокий профессионализм, и дает ему вдохновение готовить такую вкусную кошерную пищу, которой он меня потчевал».
На вопрос, что за картины висят на стенах в коридорах Дома, Ольга Борисовна ответила, что это работы жильцов и подопечных Дневного центра. Люди здесь уходят от одиночества, от обреченности безрадостного существования. Они не просто доживают свой век, а именно ЖИВУТ — живут полной, интересной жизнью.
|