Покупая какую-то вещь из кожи, мы не всегда задумываемся над тем, кто ее сделал и по какой технологии изготовлялось сырье для этого товара. Специалисты кожевенной промышленности Украины знали, что в каждой паре обуви, перчатках, кожаной куртке, сумке — частица труда Марка Львовича Дербаремдикера.
В июне 1941 года он с отличием окончил химико-технологический факультет Киевского технологического института легкой промышленности. По состоянию здоровья его не призвали в армию. Во время войны, являясь главным инженером Орского кожевенного и овчинного завода, выполнял заказы для армии и военной промышленности. После защиты кандидатской диссертации Марк Львович более тридцати лет работал в Научно-исследовательском институте кожевенной промышленности (УкрНИИКП). В его активе около ста авторских свидетельств на изобретения и 140 научных публикаций.
Марк Львович родился в Бердичеве, в семье прямого потомка знаменитого цадика Леви-Ицхака Бердичевского, могила которого почитается и посещается паломниками со всего мира. В Бердичеве дружно жили люди разных национальностей, более половины которых составляли евреи. Ни петлюровцы, ни черносотенцы, ни другие антисемитские банды не смогли организовать здесь еврейские погромы. Удалось это сделать лишь фашистской Германии, нацисты уничтожили всех бердичевских евреев.
— Вам что-то известно о происхождении Вашей фамилии? — поинтересовался я как-то у Марка Львовича.
— Существует такая легенда-быль. Где-то в конце ХVIII века к Леви-Ицхаку пришел царский чиновник и сказал: «Ну, раввин, как записать твою фамилию? Царь повелел, чтоб евреи, как и все русские, имели фамилии». Мой знаменитый предок пожал плечами, поднял глаза к небу и в сердцах произнес: «Гот майн Дербаремдикер!» (Бог мой Благословенный!) Чиновник записал: «Дербаремдикер». С тех пор мы все, его потомки носим эту фамилию.
Многогранная и многолетняя деятельность, направленная на сохранение культурного наследия евреев Украины, снискала ему известность далеко за пределами страны. Его работы в рамках основной специальности, а также по вопросам еврейского языкознания, истории и литературы, публиковались на разных языках в Украине, России, Польше, США, Израиле и других странах.
Из милосердного сам вышел рода И тоже, как ваш дедушка — раввин, Традиции еврейского народа Всем раздаете вы, как добрый сын, —
писал о нем поэт Аркадий Заславский.
Марк Львович начинал свой день с молитвы в синагоге. Он как бы выполнял завет вечно распространять имя Б-жье в мире.
— Можете сказать, какова роль символов в жизни народа? — спросил своего мудрого собеседника.
— Не буду говорить о других народах, но в жизни евреев символика играет особую роль. Она стала основой сохранения народа, как единой общности в течение веков и тысячелетий его существования. И главным образом в рассеянии. Еврейскими мудрецами создавались и внедрялись в сознание народа неразрушаемые символы, которые на первый взгляд могли показаться эфемерными, а в действительности оказались прочнее тех рукотворных чудес света, которые не смогли спасти построивших их империй и народов от исчезновения с исторической арены. Что же касается еврейских символов, то давайте вспомним, прежде всего, Библейское: «Куст, который горит и никогда не сгорает...». Это величественный символ! Это Метафора, равной которой по художественной выразительности, образности, и, одновременно по реальной правдивости, по действенности божественно-человеческого слова нет во всей мировой поэзии. Напомню еще некоторые моменты еврейской символики и реальной жизни. Каждый, входящий в помещение, касается пальцами мезузы и целует их; отец семейства каждый день надевает тфилин и молится; мама не должна перепутать посуду для мясных и молочных блюд; начало каждого еврейского месяца отмечается особой молитвой... Таковы традиции соблюдения символов, составляющих то, что мы называем еврейской жизнью.
Любил Марк Львович собирать и трактовать символы фольклора, которые еврейский народ накопил за свою многовековую, в основном печальную и трагическую историю. Это пословицы, шутки, анекдоты, басни, сказки... Вот некоторые из них: «От злобы стареют, от смеха молодеют. Злоба превращает умного в дурака»; «Умный кушает, чтобы жить, дурак живет, чтобы кушать»; «Если ложиться спать без ужина, будет низким изголовье». Смысл последней Дербаремдикер трактовал таким образом: «Если действительно с каждым «без ужина» изголовье становится все ниже и ниже, то следовало быть перекрученным так, чтобы спать головой вниз, а ногами вверх. В таком положении увеличивается приток крови к головному мозгу и человек становится от этого умнее. Так что «без ужина» — это средство стать мудрым.
— Ксенофобия и антисемитизм — это тоже чьи-то символы? — спросил я.
— Нет, — ответил Марк Львович, — это не символы, это горькая реальность. Кто-то выбрал целый народ в качестве мишени при решении своих коварных замыслов против человечества. Антисемитизм — это не только гетто, концлагеря и фабрики смерти типа Треблинки, Майданека, Освенцима. Это не только Бабий Яр и сотни мест массового уничтожения евреев и других граждан в годы Второй мировой войны, нередко — это и сегодняшняя реальность.
Говорят, если человек талантлив, то он талантлив во многом. В полной мере это определение относится к Дербаремдикеру Марку Львовичу, ушедшему из жизни 16 октября 2007 года. Теперь он сам стал для нас, имевших счастье общаться с ним, символом. Он и при жизни был символом человека энциклопедических знаний, всесторонней эрудиции, символом доброты и порядочности, чести и достоинства, советчиком в последней инстанции. Уверен, пройдет какое-то время, и его могила на городском кладбище «Берковцы» тоже станет местом паломничества, как к цадикам в Умани, Бердичеве и других святых местах.
Поверить трудно нам теперь, Марк Львович не проронит слова... Он не откроет в школу дверь, Где с ним учили идиш — снова, снова. В согласии он жил с самим собой, А это ведь не всем нам удается, Был умный, знающий, заботливый, в общении простой. Пусть в памяти таким он остается.
Эти строки посвятила ему Ида Сафрис.
|