«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
20/159
Октябрь 2007
5768 Хешван

ИСПАНЦЫ ИЩУТ ЕВРЕЙСКИЕ КОРНИ

АРИЭЛЬ БУЛЬШТЕЙН

На главную страницу Распечатать

В последнее время в стране, где в тысячах городов до сих пор есть дома с мезузами и надписями на иврите, наблюдается настоящий взлет интереса именно к еврейскому прошлому.

«Jerusalem Post» опубликовал материал «Еврейский ренессанс в Испании», в котором рассматриваются основные приметы этого возрождения. Их много: концерт группы со странным названием «Клезмер Сефарди» прямо в садах Ориенте в Мадриде, первый open-air подобного рода в столице; проект испанского МИДа — круглый стол под названием «Еврейский Х-фактор», на котором обсуждался вклад евреев в мировой прогресс (а на самом деле — «что же в них такого особенного, что из них получилось так много нобелевских лауреатов?»). Растет и интерес испанцев к своей еврейской генеалогии; а главное — появился «Радио Сефарад» — не побоюсь этого слова — обожаемый тысячами испаноговорящих (вовсе необязательно с еврейскими корнями) он-лайновый ресурс.

О начале переломного периода в общественном мнении свидетельствует и популярность Дней еврейской культуры, которые проходят в Испании так же насыщенно, как и в других европейских странах.

Испанцы любят праздники и фестивали. Им, в общем, все равно, что отмечать — день какого-то святого, дату исторического события или, скажем, праздник микрорайона. Дни еврейской культуры? Ну что ж, можно отметить и их — лишь бы было весело, звучала музыка, а тяжелые мысли ушли бы на задний план. Корриду, правда, к еврейской культуре не привяжешь, но все остальные традиционные атрибуты испанской фиесты в ходе Всеевропейского дня еврейской культуры в Испании найти было очень легко.

Первый такой атрибут, разумеется, музыка. Сефардская музыка переживает сегодня в Испании настоящий ренессанс: во-первых, она прекрасно соответствует общей моде на средневековую музыку, а во-вторых, слова сефардских напевов всем понятны — ведь ладино для испанца-нееврея звучит как очень чистый, хоть и архаичный вариант кастильского, то есть испанского, языка. Неудивительно, что в старинном галисийском городке Рибадавии традиционные песни евреев Испании исполняет хор местного Центра изучения средневековья. В 1998 году Центр прославился тем, что попытался с максимальной точностью воссоздать настоящую еврейскую свадьбу, состоявшуюся в Рибадавии за 840 лет до этого. В Сеговии сефардская музыка звучала на улицах два дня подряд, собирая толпы прохожих.

По замыслу организаторов, праздник еврейской культуры — это не только музыка. Так, в нескольких городах были проведены любопытные экскурсии по бывшим еврейским кварталам. Число городов Испании, в которых воскресает прошлое еврейских кварталов, постоянно растет. Если когда-то еврейская жизнь этой страны ассоциировалась лишь с центром и югом, то теперь буквально все спешат заново обрести свое еврейское наследие. Местные власти быстро осознали потенциал еврейского туризма, и сегодня о своем еврейском наследии вспоминают городки и деревушки в Астурии, Галисии и Арагоне.

В арагонской Тарасоне представитель муниципалитета с гордостью сообщил мне, что с 1492 года в его городе евреев всегда защищали. Это и неудивительно, если учесть, что именно в Тарасоне в XIII веке проживал еврейский «олигарх» Моше де Портелья, один из самых сильных людей арагонского королевства. Сегодня его имя носит местная Ассоциация друзей еврейской культуры. А столица Арагона Сарагоса вообще именует себя «городом трех культур», причем при перечислении культур еврейская упоминается первой.

При этом на каждом шагу ощущается заметное желание обеих сторон — как испанских властей, так и еврейской общины — обойти упоминание трагедий прошлого. Многие испанцы, впрочем, в преследовании и изгнании евреев вообще никакой особой трагедии и не видят: для них это просто еще одна веха становления объединенной Испании. Инициаторы изгнания, короли-католики Фердинанд и Изабелла, здесь в большом почете, а местным евреям как-то неловко слишком уж напоминать хозяевам о грехах 500-летней давности. Получается, что все заинтересованы в том, чтобы перенести акценты на легкие, развлекательные стороны еврейской жизни — например, на еврейскую кухню.

Пожалуй, наибольшего внимания в последний день праздника удостоилась именно еврейская гастрономия. Различные конкурсы и дегустации традиционных блюд евреев-сефардов прошли в тех испанских городах, где когда-то были процветающие еврейские общины: в Сеговии, Толедо, Туделе, Авиле, Леоне, Кордове, Рибадавии и даже в Пальма де Майорке. В Леоне не ограничились едой, а еще и угостили публику прекрасным кошерным вином. А поскольку испанцы еще и сладкоежки, каких поискать, наиболее популярными стали вернувшиеся после 500-летнего забвения сефардские сладости. И впрямь — пальчики оближешь! Вкушая их, можно прийти к мысли, что жизнь евреев на Иберийском полуострове не была столь уж горькой. Накануне дня еврейской культуры испанцы даже провели конкурс еврейских сладостей, и первое место занял десерт под не очень оригинальным названием «Сфарад», который мне довелось отведать в Овьедо. Что можно сказать? Дни еврейской культуры в Испании стоило проводить уже только ради него.

Booknik.ru
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@  jewukr .org
© 2001-2007 Еврейская Конфедерация Украины - www. jewukr .org