«Еврейский Обозреватель»
ЕВРЕЙСКИЙ МИР
16/155
Август 2007
5767 Элул

ПЛОЩАДЬ РАУЛЯ   И  ПЕРЕУЛОК ААРОНА

СЕРГЕЙ КАРЛОВ

На главную страницу Распечатать

Начало в № 15 (154)

Члены еврейской общины, давшей столь выдающихся подданных короля, о которых сейчас шла речь, жили к северу от Слюссена. Слюссен (шлюз) — это ключевое место Стокгольма, откуда город когда-то  и  начинался. А к югу от шлюза, на острове Седермальм, жила другая группа евреев, которую называли «евреи Седера».

Седермальм был пролетарским районом Стокгольма,  и  здешние евреи были под стать коренному населению. Они прибыли в Швецию из других мест  и  по другим причинам, чем их процветающие единоверцы Норрмальма (фешенебельный район города к северу от центра). Большая их часть бежала в Швецию от погромов конца XIX века в России. Примерно две тысячи «восточных евреев» нашли убежище в Стокгольме. Они поселились на Седермальме  и  работали там на фабриках или были мелкими торговцами-лоточниками. Дети местных евреев воспитывались  и  получали образование в еврейской школе при Большой синагоге, где встречались два еврейских мира Стокгольма. Но  и  на острове евреи имели свой молельный дом. Синагога эта действует  и  сейчас, она расположена на улице Sankt Paulsgatan, 13  и  отличается своей ортодоксальностью. Особенно густо сконцентрировались евреи на Седере в 1913 году, когда фонд Эдуарда  и  Софи Хэкчер построил суперсовременный дом на улице Клиппгатан, в который переехали еврейские семьи. Напротив него был построен дом для многодетных семей,  и  дети из «шведского»  и  «еврейского» домов часто враждовали дворами. Но под угрозой «внешнего врага» — шпаны с соседней улицы — они объединялись  и  вместе держали оборону на рубежах родной Клиппгатан. С 1933 года дом на Клиппгатан, 19 был местом встречи еврейской молодежи всего Стокгольма. В 1945 году он подвергся перестройке, для того чтобы принять выживших в мясорубке Холокоста евреев других стран.

К сожалению, в Швеции, где сильны были прогерманские настроения, антисемитизм был довольно широко распространен в предвоенные  и  военные годы. Он имел место  и  в такой солидной газете, как «Дагенс Нюхетер», владельцы которой сами были евреями (семейство Бонниер). Даже музыкальные критики в этой газете не гнушались антисемитскими выпадами. Когда в Германии начались преследования евреев  и , соответственно, увеличилась эмиграция, многие евреи просили убежища  и  в Швеции, однако большинство получало отказ. Тем не менее до 1941 года примерно двум тысячам евреев все же удалось приехать в Швецию.

Затем в шведской политике произошли изменения, а с октября 1943 года почти все датские евреи бежали (их тайком перевозили на рыбачьих судах) в Швецию. Всего Швеция приняла 8 тыс. датских евреев. Незадолго до этого сюда бежала примерно половина норвежских, весьма немногочисленных евреев (900 человек). А в самом конце войны племянник шведского короля Фольке Бернадотт провел свою знаменитую акцию, вывезя из концлагерей Германии на белых автобусах 15 тыс. узников разных национальностей, в том числе до 3 тыс. евреев. В Швеции находились тогда на излечении после перенесенных страданий до 20 тыс. евреев из других стран.

 И  здесь нужно с благодарностью вспомнить имя Рауля Валленберга. Отпрыск богатейшего шведского рода — финансовых магнатов Валленбергов, Рауль родился в Стокгольме, воспитывался в семье деда-дипломата. Провел предвоенные годы в Палестине, где работал в представительстве нидерландского банка, а затем много ездил по Европе. Летом 1944 года, в возрасте 32 лет, прибыл в Венгрию. Шведское правительство поручило ему изучить положение венгерских евреев. В то время машина уничтожения работала на полную мощность,  и  из Венгрии в лагеря смерти в Польшу уже было вывезено около полумиллиона евреев. Рауль Валленберг возглавил специально созданный в шведской дипломатической миссии отдел, цель которого была спасти как можно больше из остававшихся пока в живых венгерских евреев. Валленберг придумал документ, имевший спасительное название «Schutz-Pass»  и  оказывавший магическое действие на немцев. Желто-голубой лист бумаги со шведскими тремя коронами, составленный на немецком  и  венгерском языках  и  скрепленный несколькими печатями. Обладатели такой охранной грамоты не подвергались депортации, хотя никакой юридической силы эта бумага не имела. Валленберг также скупал в Будапеште дома  и  объявлял их собственностью шведской миссии. В этих домах селились тысячи евреев, которым он выправлял охранные грамоты. Сколько жизней он таким образом спас, часто рискуя своей собственной, — точно неизвестно, по разным оценкам от 20 тысяч.

В последний раз на свободе Рауля Валленберга видели 17 января 1945 года — он ехал в машине с двумя советскими охранниками  и  офицером в сторону расположения советских частей, наступавших на Будапешт. Это были люди из военной контрразведки Смерш,  и  он сам тогда не знал: то ли они его охраняют, то ли он их пленник. Вскоре подтвердилось последнее,  и  началась полоса загадок  и  тайн в дальнейшей, по-видимому, короткой судьбе этого человека.

На трех континентах в тридцати городах стоят ему памятники, несколько лет назад воздвигнут памятник  и  в Москве, у Яузских ворот. На нем вместо даты смерти — знак вопроса. По-видимому, 1947 год, но это не доказано.

В некоторых американских штатах 5 августа празднуют День Рауля Валленберга. Именно 5 августа 1981 года Рауль Валленберг посмертно стал гражданином США. Почетным гражданином. Ранее такого звания был удостоен лишь английский премьер Уинстон Черчилль. В Канаде уже несколько лет День памяти Валленберга отмечается 17 января — в день его исчезновения.

В Швеции дня Рауля Валленберга нет.  И  с памятником герою в центре Стокгольма тоже не повезло. Разумеется, туристы без особой подсказки не догадываются, что те черные сгустки, что распластались на площади имени Рауля Валленберга напротив Стокгольмского королевского драматического театра, — это  и  есть памятник Праведнику народов мира.  И  что по замыслу скульптора (датчанка Кирстин Ортвед, выигравшая международный конкурс) они должны изображать жертв нацизма. Возможно  и  вольное толкование: сфинксы, обуглившиеся тела, стволы доисторических деревьев.

Здесь можно сильно потрудиться  и  обнаружить информационную табличку  и  латунную имитацию автографа Валленберга. Эта подпись стояла на его охранных грамотах. Король Швеции Карл XVI Густав, который открывал этот памятник шесть лет назад, был в большом смущении. В другом месте Стокгольма, на самом большом острове города — Лидинге, где родился Рауль, находятся еще два памятника: один, на улице его имени, представляет собой дипломатический портфель Валленберга в бронзе. Он стоит на основании того дома, где в 1912 году родился Рауль Валленберг, поверх которого положены камни мостовой еврейского гетто в Будапеште. А второй памятник, побольше, стоит перед торговым центром Лидинге, изображает он Валленберга с огромной рукой, в которой зажат паспорт — спасение, протянутое тянущимся к нему рукам спасаемых.

Площадь Рауля Валленберга в центре города со странным памятником находится метрах в ста от Большой синагоги, о которой уже говорилось. От памятника ведет туда специально проложенная тропинка из брусчатки, которая названа именем основателя еврейской общины, — переулок Аарона Исаака. Это символичная связь, это мост между шведами  и  евреями. У стен Большой синагоги воздвигнут монумент памяти жертв Холокоста. Это каменные плиты длиной более сорока метров с Менорой перед ними. На плитах выбиты имена восьми с половиной тысяч погибших евреев. Эти имена своих ближайших родственников сообщили те люди, которые выжили, найдя убежище  и  вторую родину в Швеции.

«Лехаим»
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2007 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org