«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
14/153
Июль 2007
5767 Ав

ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО

ЛЕОН НОТИН

На главную страницу Распечатать

На вопрос, кто впервые провозгласил этот принцип, большинство людей ответят, что это сделал Иисус, и, разумеется, будут не правы. Постулат любви к ближнему является одним из основополагающих принципов иудаизма и записан в ТаНаХе (Ветхий Завет) в книге Левит. Однако иудаизм никогда и не претендовал на обладание монополией на универсальную мораль. Наоборот, он щедро делился ею с другими народами, поэтому неудивительно, что нравственные принципы иудаизма вошли и в христианство, и в ислам.

Интересно другое. Как христианство распорядилось универсальной моралью и чем отплатило иудаизму, от которого получило основы всемирной нравственности.

Христианство с самого начала стало агрессивной религией, возможно, потому что боролось за свое существование, а может быть, наоборот — боролось за существование, потому что было агрессивно. Так или иначе, но основным принципом христианства стала идея спасения человека в вере. Иными словами, только тот может спасти свою душу и получить право на вечную жизнь после смерти, кто верит в Иисуса как в Бога и избавителя, у других — нет никаких шансов. Это вело к тому, что каждый должен был принять новую веру добровольно или принудительно, потому что, как внушалось церковью, добропорядочный христианин не должен спокойно смотреть, как гибнет душа язычника или иудея, закосневшего в невежестве или гордыне. Для добропорядочного христианина — лучше пусть язычник или иудей погибнет христианином, но душа его спасется, чем будет жить грешником, и душа его из-за этого попадет в ад.

На заре своего возникновения христианству, претендовавшему на роль господствующей религии Римской империи, нужно было снять с римских властей вину за казнь Бога и обвинить в этом евреев. Но этого мало, нужно было еще всячески дискредитировать и унизить евреев, чтобы доказать истинность новой религии. Ведь евреи в те времена были непримиримыми врагами Империи: они поднимали одно восстание за другим, расшатывая целостность Римского мира, который и без того был уже обречен. Именно поэтому основным постулатом христианства становится утверждение того, что Всевышний перенес свой завет с евреев на христиан, а христианская церковь стала новым Израилем, следовательно, судьба старого Израиля, то есть иудеев, предрешена.

Наилучшим вариантом для христиан было бы вообще полное исчезновение евреев и иудаизма, это было бы прямым доказательством истинности их веры и справедливости утверждения, что Всевышний отвернулся от евреев за то, что они не приняли Его сына — Иисуса. Но, к сожалению христиан, евреи никак не хотели исчезать, а иудаизм после разрушения Храма, наоборот, начал развиваться и процветать, получив дополнительный импульс. Из этого был сделан простой вывод: если евреи не хотят исчезать сами, им надо в этом помочь. И тогда церковь придумала следующую доктрину: евреи для того и оставлены Всевышним жить на свете, чтобы служить для всех истинно верующих образцом народа, подвергнутого наказанию, народа, который обречен на вечные страдания и муки, народа, пытающегося искупить свою вину перед Всевышним, но лишенного возможности это сделать.

Для осуществления этой доктрины евреи действительно должны были страдать и мучиться, а они совсем не хотели этого делать, наоборот, во всех странах, где только появлялись, они быстро достигали успеха и процветания. Тогда церковь начала искусственно устраивать эти страдания, вводя ограничения гражданских прав и свобод евреев. Для евреев становятся запретными многие ремесла и профессии, им не разрешается приобретать землю, их заставляют носить нелепую одежду, запрещают появляться в христианских городах, а из некоторых областей их начинают просто поголовно изгонять. Когда и это не помогает, евреев открыто убивают, ставя перед выбором: принять христианство или умереть, и евреи часто выбирают смерть. Все это продолжалось долго, очень долго, почти две тысячи лет, пока вдруг отравленное дерево ненависти, тщательно ухоженное церковью, не дало, наконец, ядовитый плод — появился нацизм, который превратил ненависть к евреям в специальную науку, объяснив, что зло в мире существует только потому, что существуют евреи, и если люди хотят искоренить зло, они должны прежде всего истребить евреев.

Нацисты сравнили еврейский народ с вредными насекомыми, которых необходимо уничтожить. И они преуспели в этом. Целое государство было поставлено на службу идее уничтожения евреев. Была создана прекрасно отлаженная машина уничтожения, которая за несколько лет перемолола, превратив в пепел и прах, шесть миллионов евреев.

И как же христианство отреагировало на это? А никак. В то время как миллионы евреев сжигались в газовых камерах Освенцима, расстреливались во рвах Бабьего Яра, заживо умирали в гетто Минска и Варшавы, христианская церковь смиренно молчала. Ну что   ж , скажем ей спасибо за то, что она хотя бы не освящала это безумие, как освящала крестовые походы и инквизицию, изгнания евреев и издевательства над ними. Вот так христианство интерпретировало нравственные основы иудаизма, «возлюбив ближнего своего». Вот так отплатило иудаизму, которому обязано своим существованием. В последнее время много говорят о необходимости диалога между религиями, но возможен ли диалог между христианством и иудаизмом после двух тысяч лет ненависти и унижений?

«Ами — Народ мой», Санкт–Петербург
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2007 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org