«Еврейский Обозреватель»
ДИАСПОРА
11/54
Июнь 2003
5763 Сиван

ЕВРЕИ И МИР ВОКРУГ НИХ

«ПРЯМАЯ ЛИНИЯ» В ГАЗЕТЕ «ИЗВЕСТИЯ» С АДОЛЬФОМ ШАЕВИЧЕМ

На главную страницу Распечатать

Начало в № 10(53)

Из досье "ЕО". Шаевич Адольф Соломонович - Главный раввин Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России. Член Президиума Российского Еврейского Конгресса, раввин Московской хоральной синагоги.

Геннадий Гришин, Саратов

- Какая из российских партий Вам лично ближе других?

- Я не испытываю особых симпатий ни к какой партии, ни к какому движению. Я очень рад, что мое звание освобождает меня от участия в деятельности какой-либо из этих партий. Лично я несколько раз голосовал за движение "Яблоко", их идеи мне и сегодня кажутся наиболее привлекательными из числа многочисленных российских партий, но особого пристрастия я ни к одной из партий не испытываю.

Дарья Петровна, Москва

- Вы считаете евреев Б-гоизбранным народом?   А  русских - кем?

- В Пятикнижии Моисея написано, что Вс-вышний избрал евреев для особой миссии и прямо написано, что "будете вы мне царством священников". Это очень ответственная, очень тяжелая миссия, она не предусматривает никакого превосходства ни по крови, ни по каким-то другим признакам над другими народами. Это Б-гоизбранность именно для того, чтобы нести учение, которое мы получили от Вс-вышнего всем людям, живущим на Земле. У каждого народа есть какая-то миссия на этой земле и, на мой взгляд, есть она и у русского народа. Если мы возьмем всю российскую историю, известную нам, то миссия русского народа, на мой взгляд, заключается в объединительстве. Россия всегда во все времена ее истории была надежной защитой для многих малых народов, и эта миссия, мне кажется, сохранилась и до сегодняшнего дня. И многие народы сохранились и до сегодняшнего дня. Возможно, разные миссии выпали на наши народы, но не мы их выбирали и, если говорить о еврейской истории, для нас эта ноша была тоже нелегкой. На протяжении тысячелетий, прошедших с тех пор, как мы получили от Вс-вышнего эту задачу, имеется множество примеров еврейской истории, когда сами евреи пытались отказаться от этой миссии, уходили от нее, предавали ее. Тем не менее, до сегодняшнего дня мы считаем, что Вс-вышний не освободил нас от этой миссии, и мы ее должны выполнять.

Виктор

- Уважаемый г-н Шаевич, это правда, что Вы до сих пор поддерживаете хорошие отношения с ныне опальным в России Владимиром Гусинским? С кем еще из российских крупных бизнесменов Вы поддерживаете отношения? Кто из них помогает Вашим синагогам и есть ли среди них люди иных вероисповеданий?

- У меня сегодня практически нет контактов с Гусинским. Мы сотрудничали в рамках российской еврейской общины. Он сегодня находится за границей и не поддерживает контактов с нашей общиной, и за время его отъезда я с ним всего раз виделся и раз общался по телефону. Это за несколько лет. С другими же бизнесменами у меня есть контакты, многие из них входят в состав президиума Российского Еврейского Конгресса. Мы с ними встречаемся раз в месяц. Некоторые из них поддерживают нас финансово, и мы стараемся привлечь их к нашим насущным проблемам и, честно скажу, не всегда находим отклик. Есть и такие люди, которые помогают нам, не принадлежа к иудеям. Я думаю, это нормально. Мне известно, что многие из крупных российских бизнесменов помогали и в строительстве Храма Христа Спасителя и помогают многим благотворительным организациям независимо от национальной принадлежности.

Леонид Маевский

- Как Вы относитесь к евреям, которые исповедуют православие?

- Я думаю, что эти вещи возникают оттого, что многие совершенно незнакомы со своими корнями. Молодежи свойственно искать себя в этом мире и, наверное, многие православные постулаты им как-то ближе. Но мне кажется, это все происходит из-за того, что они не знают своих корней и отсюда случаются такие вещи. Скажем, происходит и обратное, приходят к нам люди, не имеющие никаких еврейских корней, и говорят, что они хотят принять иудаизм. Сами они православные, но считают, что иудаизм - это наиболее приемлемое для них направление религии. Мы им говорим, что они совершают ошибку. И мы пытаемся их отговорить от этого ошибочного шага, убеждаем их, что они должны более глубоко изучать свою родную религию, культуру и потом по прошествии какого-то времени, если у них есть серьезные разногласия, они могут прийти к нам. Мое личное мнение - что люди должны жить в той культуре, в той традиции, в той религии, которая дана им их предками.

Владимир Рогов, Москва

- Как Вы считаете, плакаты с антисемитскими лозунгами и прикрепленными к ним взрывными устройствами на автострадах России - это явление того же ряда, что недавняя выставка "Осторожно: религия"? Как вы относитесь к девушке, ценой своего здоровья уничтожившей антисемитский плакат, и к тем, кто ломал богохульные экспонаты?

- Мне трудно понять логику людей, которые ставили эти плакаты вдоль дороги. Я убежден, что они даже не задумывались о том, что к этому плакату может подойти не еврей, что, может быть, это будет кто-то из их родственников, близких знакомых. Так и получилось. Женщина, которая выдернула плакат и пострадала, не была еврейкой, она была просто нормальным человеком. Я думаю, что любой еврей, увидев такой же разнузданный антирусский плакат, сделал бы то же самое. Подошел и выдернул его. Любой нормальный человек не может этого принять, и поэтому это даже не антисемитское проявление,  а  античеловеческое. У некоторых очень низкий уровень культуры, и они становятся экстремистами или воинствующими атеистами, и они пытаются заставить жить других так, как сами считают правильным. Мы это проходили на протяжении всей нашей советской жизни. Я категорически против, чтобы заставляли людей ходить в церковь, мечеть, синагогу, я не был на этой выставке о религии, но читал о ней и думаю, что такими методами как раз вызывается обратное желание. Когда людям запрещали посещать церковь, синагогу, мечеть, они старались туда попасть любыми путями. Если нас сегодня опять лишат свободы выбора, если нам будут навязывать какое-то общее мнение, которое будет довлеть над личностью, это тоже ни к чему хорошему не приведет. Я понимаю прекрасно, что за эти долгие годы отлучения всем нам хочется проделать путь за какой-то очень короткий отрезок времени. Но мы при этом не учитываем желание или нежелание людей жить по тем или иным указам. Когда нарушается традиция, когда она прерывается, нужно очень бережно восстанавливать ее, и здесь никакие запреты, никакие увещевания ничего не дадут. Нужно время и доброе желание, чтобы мы действительно разобрались в себе и нашли ту приемлемую дорогу, которая сделает возможным для нас всех жить в нормальном обществе.

Игорь Синицкий

- Почему правоверные иудеи выступают против смешанных браков?  А  если православный полюбил иудейку, и эта любовь - настоящая? Что делать: следовать заветам отцов или голосам сердец?

- Очень сложный вопрос. Вот простой пример: в семье кто-то еврей, кто-то не еврей. Рождаются дети. И начинается мучительный поиск - кто мы. Или мы евреи, или мы не евреи. Если говорить конкретно о ситуации, хорошо нам известной. В СССР было громадное количество смешанных браков. По религиозным еврейским законам евреем считается тот, кто рожден от матери-еврейки. Для советского общества в подавляющем большинстве это не имело никакого значения. Кто бы в семье ни был евреем, дети считались евреями. И многие из них находились в таком раздвоенном состоянии в поисках себя и часто никак не отождествляли себя с еврейством. Я думаю, что не только ортодоксальные евреи против смешанных браков, но и ортодоксальные христиане, потому что все это размывает национальные корни, и чаще всего в смешанном браке вообще не придерживаются никаких традиций - ни иудейских, ни православных, ни мусульманских. И многие ортодоксальные верующие люди различных религий против смешанных браков. Но жизнь всегда намного шире, многообразнее всяких постулатов, она диктует свои законы, и поэтому смешанные браки неизбежны, и они будут продолжаться.

Катерина

- Что такое кошерный секс и насколько он лучше иного?

- Есть очень много предписаний, которые религиозная иудейка должна соблюдать в интимной жизни. Многочисленные медицинские наблюдения говорят о том, что соблюдение этих предписаний способствует здоровью женщины. Я не могу сказать, что такой секс лучше какого-либо другого секса, просто он направлен на сохранение здоровья женщины, и в этом его преимущество.

Ольга

- Адольф Соломонович, Ваша супруга - правоверная еврейка. Дайте рецепт самого вкусного блюда, которое она готовит по праздникам.

- Честно говоря, сам я кроме яичницы ничего готовить не умею, но моя жена очень вкусно готовит. И не только традиционные еврейские, но и русские, и венгерские блюда. Сегодня есть масса кулинарных кних чисто еврейской кухни различных народов. И их можно найти у нас в синагоге и в любом книжном магазине. Моя жена - венгерская еврейка. Ее любимое блюдо - мясо с фасолью.

Анатолий

- Чем занимаются Ваши дети? У них есть желание стать раввинами?

- У меня два сына. Старшему - 20 лет, младшему - 17 лет. Он оканчивает школу в этом году. Желания стать раввинами ни у того, ни у другого нет. Кем будет младший, мне трудно сказать, он еще сам не определился. Старший хочет посвятить себя спорту, он фанатик хоккея.

Зинаида

- Какой грех считается самым тяжким для иудея?

- Есть несколько грехов для иудея, которые Г-сподь не прощает. Идолопоклонство, грех кровосмешения, грех напрасного кровопролития.

Денис Рагульский

- У поэта Иосифа Бродского есть строки: "Неверье - слепота, но чаще свинство".  А , по Вашему мнению, чего больше в неверии: неразвитости человека, гордыни, зла? Или чего-то еще?

- Я думаю, что неверие чаще всего стоит на незнании. Когда человек не постиг сути проблемы и однозначно заявляет, что он не верит этому и все, под этим нет никакой почвы. Чтобы с уверенностью сказать, что я в это не верю, надо иметь какие-то знания. Отсюда все производные: и гордыня, и все остальное. Человек должен обязательно разбираться в вопросе - как себя проявить, как получить больше информации. Я люблю поэзию Иосифа Бродского.

Леонид Стамм

- Кто из российской элиты входит в круг Ваших близких друзей, кого Вы могли бы пригласить к себе домой?

- Я знаком и с Кобзоном, и с массой известнейших людей, с Хазановым, со Жванецким, Ининым, Розенбаумом. Миша Жванецкий был у меня дома, Вишневский, Инин тоже были, сейчас не могу вспомнить всех. Министров не было. Больше музыканты, артисты. Я знаком с Любимовым.

Виктор Зорин

- Правда ли, что в последнее время Раввинский суд завален заявлениями от людей, желающих утвердить свою национальность в качестве еврея? Верно ли, что при желании евреем может официально стать даже человек, который по крови никакого отношения к евреям не имеет?

- Когда началась перестройка, и евреи получили возможность уезжать из страны, в Раввинский суд стали обращаться люди из различных уголков бывшего СССР с просьбой подтвердить их еврейство. Это продолжается и до сегодняшнего дня, и люди приносят различные документы и справки, удостоверяющие то, что они являются наследниками своих бабушек, прабабушек, т.е. по материнской линии, и, если эти документы Раввинский суд считает достоверными, то он выдает подтверждающий документ о том, что эти люди могут считаться евреями. Действительно, иудеем может стать любой человек, независимо от того, были ли у него еврейские корни. Каждый, кто добровольно принимает на себя обязанность жить по законам Моисея, может стать евреем. Такие случаи не очень часто, но происходят.

Прошу прощения у тех, на чьи вопросы я не успел ответить. Я доступен в синагоге для всех, кто хочет со мной пообщаться.

11 марта 2003 года
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2003 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org