«Еврейский Обозреватель»
ГЛАВНАЯ
10/149
Май 2007
5767 Сиван

КРОВАВЫЙ НАВЕТ

ДЖОШУА ТРАХТЕНБЕРГ

На главную страницу Распечатать

Начало в № 9(148)

Утверждение о том, что евреи нуждались в крови христианских детей «для собственного исцеления» (ut ex sanguinem ad suum remedium elicerent), родилось не ранее XIII века — в связи с первым случаем такого обвинения, имевшим место в Германии (Фулда, декабрь 1235   г .).

По какой причине им требовалась именно кровь для исцеления от каких-то таинственных недугов? В ранних источниках об этом ничего не говорится. Однако очевидно, что это странное объяснение было связано с другим, не менее фантастическим допущением, которое в течение столетия приобрело чрезвычайную популярность. С тех самых пор, как евреи кричали Пилату: «Кровь его на нас и на детях наших» (Матф. 27:25), они страдают геморроем (или кровотечениями). Некий мудрец поведал им, что их может излечить solo sanguine Christiano (только христианская кровь); евреи же восприняли этот совет буквально и усвоили обычай ежегодно проливать христианскую кровь, которую прикладывали к телу, «дабы избавиться от своей болезни». Этот рассказ стал устойчивым элементом средневекового фольклора, и его бесконечно повторяли на все лады. Если число и характер специфических «еврейских» болезней менялись в зависимости от склонностей тех, кто их описывал, то лекарство оставалось неизменным. Потребность в христианской крови — как верили христиане — была для евреев столь настоятельной, что один автор XVI века высказал следующее предположение: евреям приходится заблаговременно запасаться кровью, поэтому они смешивают ее с томатом, медом и имбирем, «ибо они не могут обойтись без нее, коль скоро она исцеляет их от недугов».

Время от времени от евреев также добивались соответствующих «признаний», что позволило дать следующие объяснения стремлению евреев добывать христианскую кровь: «Во-первых, их предки научили их, что кровь христиан есть наилучшее средство для заживления ран от обрезания. Во-вторых, они полагают, будто кровь, добавленная в пищу, пробуждает обоюдное влечение к любви. В-третьих, коль скоро у них и мужчины, и женщины равно подвержены месячным истечениям и они проведали, что кровь христиан облегчает сии недомогания, то они пьют кровь. В-четвертых, они подчиняются древнему и тайному предписанию, согласно коему им положено во славу Бога проливать кровь христиан во время своих ежедневных жертвоприношений; они сказали, что в этот год жребий пал на наш город». [...]

Существуют и другие суеверия, тесно связанные с вышеописанным, если не проистекающие непосредственно из него. Мы уже говорили о распространенном в XV и XVI веках поверье, согласно которому у новорожденных еврейских мальчиков пальцы рук прилипают ко лбу, «словно они срослись с кожей». Некоторые проповедники и церковные писатели той эпохи пытаются уверить нас в том, что лишь применение христианской крови позволяло освободить пальцы новорожденных без риска для их жизни. «А еще кровь христианская также имеет особую надобность для еврейских отроковиц», — таинственным тоном сообщает нам один из средневековых авторов.

В Венгрии совсем недавно было зафиксировано такое суеверие: евреи ежегодно душат ребенка или юную девственницу филактериями, после чего извлекают их кровь и смазывают ею гениталии своих детей, чтобы впоследствии они приносили обильное и здоровое потомство. И, наконец, поверье (впервые о нем стало известно уже в XIX веке), согласно которому «евреи всегда рождаются слепыми». На почве последнего суеверия евреев обвиняли в том, что они смазывают глаза своих новорожденных детей христианской кровью, чтобы младенцы прозрели. [...]

Не менее популярны были слухи о том, что еврейские девушки также нуждаются в «чистой христианской крови», чтобы румянить щеки. Распространители этих россказней пытались убедить всех в том, что мертвенная бледность, якобы присущая еврейкам от природы и столь успешно преодолеваемая магическими свойствами христианской крови, была следствием хронических кровотечений, от которых страдали все евреи без исключения в наказание за то, что распяли Иисуса.

Таким образом, мы видим, что доверчивые и легко поддающиеся игре воображения средневековые христиане не испытывали недостатка в объяснениях причин того, зачем евреям христианская кровь. Но самое удивительное истолкование еврейской кровожадности мы встречаем в источнике XVI века, в котором рассказывается следующее: когда еврей лежит на смертном одре, его единоверцы совершают над ним обряд помазания христианской кровью, взятой у невинных младенцев, сопровождая свои действия молитвой: «Если Мессия, обещанный через пророков, действительно уже пришел и это Иисус, пусть сия невинная кровь обеспечит тебе (то есть умирающему) жизнь вечную!» Мы уже отмечали, что христиане были уверены в том, что евреи кривят душой, отвергая Христа, и лишь их дьявольское упрямство заставляет их твердо стоять на том, что — с точки зрения христиан — не только неразумно, но и в высшей степени противно человеческой природе. Сочинение, которое мы процитировали, претендует на то, чтобы дать окончательное и убедительное доказательство этого факта. Получается, что на смертном одре еврей ведет двойную игру: дескать, быть может, Иисус — подлинный Мессия, кто знает! Как бы то ни было, но в качестве объяснения еврейского обычая убивать христианских детей эта легенда вполне годилась.

www.booknik.ru
Вверх страницы

«Еврейский Обозреватель» - obozrevatel@jewukr.org
© 2001-2007 Еврейская Конфедерация Украины - www.jewukr.org