Предлагаем вам опрос, подготовленный газетой «Еврейские новости». Эксперты рассуждают на тему современного антисемитизма: что он из себя представляет и в какую сторону развивается.
Александр БРОД, директор Московского бюро по правам человека
— Безусловно, растет, как и в целом проявления терроризма, нетерпимости, бездуховности. Когда осенью прошлого года я был в Варшаве на последнем заседании ОБСЕ по человеческому измерению, представители Франции и Великобритании приводили факты проявления антисемитизма, в частности, похищения евреев, избиения евреев на улицах, в общественном транспорте, осквернения могил. Из этого я сделал вывод, что в России не самая опасная ситуация. Но в тех странах очень жесткая реакция правоохранительных органов, осуждение этих явлений со стороны общества. Поэтому проявления антисемитизма не могут принять там массовый, угрожающий характер. Представители еврейской общины США, в частности Нью-Йорка, неоднократно сообщали нам о появлении ксенофобских, антисемитских книг в торговой сети США. Но там эти книги не могут служить руководством к действию, поскольку высока правовая культура населения.
В России антисемитизм не является основной фобией. Тем не менее антисемитизм вместе с кавказофобией служит идеологической составляющей деятельности десятков радикальных группировок, движений и карликовых партий. За последние два-три года деятельность этих группировок стала более активной и вызывающей. Несмотря на запреты, они митингуют в российских городах, выбирая наиболее людные, массовые места. Дело Копцева — показательный тревожный синдром, говорящий о том, что молодежь, отравленная антисемитизмом, идущим с площадей, и морем фашистской литературы, берется за ножи и приступает к резне. Несмотря на тревожные заявления президента и генерального прокурора, правоохранительные органы реагируют на проявления антисемитизма вяло и неохотно. До сих пор нет общегосударственной программы по профилактике ксенофобии, развитию просвещения. Национальные и общественные организации демонстрируют разобщенность и пассивность. А там, где общество пассивно, всегда возникает благодатная среда для роста ксенофобии, антисемитизма, нетерпимости. Поэтому в ближайшие годы, к сожалению, нужно быть готовыми к росту идеологии нетерпимости и активности национал-радикалов в России.
Владимир МАТВЕЕВ, журналист (Украина)
— На примере ситуации в современной Украине можно сказать, что антисемитизм меняется, возникают формы неоантисемитизма на основе синтеза антисионизма с традиционным ультранационализмом. Активно действуют центры распространения так называемого академического, интеллектуального антисионизма, антиизраилизма, ксено- и юдофобии. Ярким примером может служить Межрегиональная академия управления персоналом (МАУП). Феномен ее возникновения и продолжающейся активной деятельности по распространению новой и переизданию старой широко известной литературы антисионистского и юдофобского характера до сих пор не изучен до конца. И речь идет не просто о финансировании этой деятельности, но и о заинтересованных в ней лицах, что во многом могло бы прояснить ситуацию в Украине в целом. Ведь разделы с параграфами антиизраильского и ксенофобского характера публикуются и изданиями Национальной академии наук Украины.
Возникает вопрос: кому это выгодно? Кому необходимо сегодня осуществлять слежку за деятельностью еврейских корреспондентов? Некоторые лидеры украинского государства, его политических партий и общественных организаций были и остаются профессорами и почетными докторами наук МАУП. Академия стала своеобразным показателем, на который ссылаются как на громоотвод антисемитизма, который, на самом деле, распространен в различных областях Украины (как и отделения МАУП). Как следует из интервью некоторых антисемитов, они работают при молчаливом согласии некоторых политических деятелей и чиновников как местного, так и общеукраинского масштаба, помогающих МАУП и ультранационалистическим организациям в областях. При этом украинские спецслужбы продолжают проявлять повышенную заинтересованность к деятельности ряда еврейских журналистов и организаций.
МАУП — это феномен. Считается, что в Западной Украине, где практически осталось немного евреев, невысокий уровень антисемитизма, однако это не так, и он скорее сегодня замалчивается и имеет как традиционные для этого региона формы, так и новые, смешанные. Многие юдофобы и антисионисты из регионов являются сторонниками и участниками многих мероприятий и изданий МАУП как в центре, так и в регионах, и их деятельность носит весьма скоординированный характер, хотя «центр» деятельности за последние годы перенесен из западных областей Украины в Киев (взять хотя бы высказывания Василия Червония, экс-губернатора Ровенской области). Многие выходцы из западного региона и украинской диаспоры находятся сегодня при власти в Украине, формируя узкую этнонациональную политику.
Наряду с этим важно отметить специфику антисемитизма в разных регионах.
Согласно данным ряда экспертов и еврейских активистов, сегодня нельзя дать однозначную оценку уровню антисемитизма в Украине (увеличению-снижению). Тем не менее он достаточно высок. Фактом остается то, что на фоне крайней политической нестабильности и поляризации общества снижения уровня ксенофобии и антисемитизма не произошло. Из-за антисемитской безнаказанной пропаганды, по данным социологических исследований, значительная часть украинской молодежи за последние годы стала придерживаться ксенофобских или антисемитских взглядов.
В прошлом году было отмечено наибольшее количество нападений на евреев по сравнению со всеми предыдущими годами. Экономическая ситуация в стране и затянувшийся политический кризис, несомненно, способствуют развитию устойчивой тенденции роста уровня ксенофобии и антисемитизма в Украине. К сожалению, мы недостаточно исследуем проявления ксенофобии, вандализма и антисемитизма в разных регионах Украины.
Отсутствует взвешенная этнонациональная политика, ориентированная на построение современного плюралистического демократического государства, а многими экспертами в этой сфере являются националисты или представители украинской диаспоры.
Вместе с тем в Украине под влиянием антисемитской пропаганды все больше вырисовываются контуры религиозной нетерпимости и антииудаизма. Это очень мощное явление, и на него следует сегодня обратить серьезное внимание, несмотря на заявления ряда религиозных лидеров и политиков.
Леонид ЛЕВИН, председатель Союза белорусских еврейских общественных организаций и общин
— Конечно, антисемитизм меняется, приобретает новые формы. Если раньше антисемитизм проявлялся на уровне: назвали, оскорбили, написали, то теперь он приобретает политический характер. В Беларуси государственного антисемитизма нет, но личностный — есть. Отдельные личности, занимающие высокие государственные посты, активно играют в эту игру — публикуют статьи в газетах, причем не просто об антисемитизме, а подводят в них базу под то, что пора кончать с семитами. Всем известны лозунги: «Россия — для русских», «Беларусь — для коренного населения», так как именно евреи представляются основой всех бед. Бытовой же антисемитизм как есть, так и будет.
Беларусь всегда была толерантной страной. Антисемитизм к нам идет из России. Так, в книжном магазине «Православная инициатива» в Минске наряду с нужной и необходимой для православных людей литературой продается много антисемитских книг, поступающих в основном из России. Антисемитизм — то зерно, которое находит почву в любом месте, его охотно подхватывает молодежь.
Мы знаем, как поляки поступили с музеем в Освенциме, где размещалась российская экспозиция. Это симптом все той же болезни. Не будем говорить об Иране, о высказываниях его президента Махмуда Ахмадинеджада. У Беларуси особые отношения с Ираном, в основном экономические. Но ветер оттуда дует, хотя, по-моему, у нас к его высказываниям относятся взвешенно и антисемитизм под влиянием этих высказываний не растет.
Что касается телевидения, то Европа, Америка настраивают зрителей на необъективное освещение событий, происходящих на Ближнем Востоке, в частности, в Израиле. Картинки в основном посвящены тому, как жестоко действуют израильтяне на палестинских территориях. Такое одностороннее освещение событий быстро впитывается и проявляется в народном гневе, направленном на «израильских агрессоров». Очень многие журналисты поддерживают такую позицию и даже призывают принять санкции против Израиля.
Такой волны отрицания Холокоста, какую мы наблюдаем во многих странах, в Беларуси нет, но круги по воде расходятся и доходят до нас, подкрепляемые антисемитской литературой, высказываниями некоторых белорусских лидеров, а это чревато опасными последствиями.
Семен ЧАРНЫЙ, журналист (Россия)
— Можно говорить о нескольких тенденциях. Это рост антисемитизма в мусульманских странах, очень сильно подстегиваемый Ираном в пропагандистских целях. Можно вспомнить конференцию отрицателей Холокоста в декабре 2006 года. Можно вспомнить антиизраильскую кампанию во время второй ливанской войны, когда антиизраилизм легко переходил в антисемитизм. Ливанская война вызвала всплеск антиизраильских и антисемитских настроений на постсоветском пространстве. Если говорить о постсоветском пространстве, то получается парадоксальная вещь — бытовой антисемитизм распространен мало, зато на интеллектуальном пространстве — насколько это вообще применимо к подобным течениям — антисемитизм процветает. Можно говорить о массовом выпуске антисемитской литературы. О большом месте антисемитизма в заявлениях идеологов радикальных националистов.
Последний регион, о котором хотелось бы поговорить, — это Западная Европа. Там активно распространяется так называемый новый антисемитизм, который закамуфлирован под антиизраилизм. Его распространяют не только радикальные исламисты, но и часть левоориентированных интеллигентов.
«Еврейские новости»
|